Ода маневровым тепловозам

Как правило, они не обращают на себя внимание.Зачуханные, грязные, ржавые, они ковыряются на задворках станций и подъездных путях, мешаются нам на бесконечных переездах промышленных зон. Не уступая вечно спешащим нам дорогу, они, неспешные, своим протяжным надрывным воем заставляют нас остановиться и наблюдать за их неторопливым движением. Маневровые тепловозы предприятий. Речь идет о них.

Эти машины не осталяют меня равнодушным, поскольку в некотором смысле они являются отражением тех изменений, которые происходили в нашей стране последние полтора десятка лет. Брошенные во время разрухи на произвол судьбы, они годами ржавели на задворках разоренных заводов, пока новые хозяева не принялись восстанавливать заброшенное хозяйство. Вспоминали и о тепловозах, восстанавливали их, поскольку порой работа предприятия невозможна без своего маневровика. Зачастую ремонт и поддержание машины в работспособном состоянии не обходятся без энтузиазма людей, чье рабочее место непосредственно связано с тепловозом. Есть тепловоз - есть работа, нет тепловоза - и работы нет. Видимо поэтому машинисты этих машин относятся к ним не то чтоб с любовью, а даже с некоторым почтением. Эти машины достойны нашего внимания, а люди, благодаря которым они работают - нашего уважения.

ТГМ6-2015
Сфотографировать ТГМ6 было моей навязчивой идеей с тех пор, как я его впервые увидел. Было это в начале мая. В галерее ПаровозИС я встретил фото этой машины и понял, что должен видеть ее вживую. Началось планирование экспедиции. Для начала я нашел места, где этот тепловоз можно встретить. Ближайшим к Рязани оказались неудобное для подъезда Быково и удобное для подъезда но более удаленное Очаково. После некоторых размышлений я решил податься в Очаково, совместив поездку с какой-нибудь командировкой.

Вот тут надо упомянуть, что была у меня еще одна навязчивая идея - повидать ТЭМ2. Этот тепловоз, конечно, знаком как облупленный, машина детства. Но вот только незадача - в Рязани такой только один и тот в депо SFAT. В общем, одним прекрасным солнечным днем перед работой я подался искать сфатовское депо. И только выезжаю я за город (по Ряжской трассе), как справа за деревьями вижу голубой маневровик. Ну, думаю, ЧМЭ3 голубых никогда не видел, дай повнимательней посмотрю. Притормозил на обочине, гляжу - мой любимый ТГМ6! Не за двести кэмэ от дома, а тут, рядом, от работы десять минут на машине. И в общем у меня на глазах мое счастье загрузило в себя двух человек и покатилось в поля, скрывшись за лесопосадкой.

Не буду рассказывать, чем кончились дела со SFAT, скажу только, что я забил на ТЭМ2 и подался в поля (в глубины промзоны) искать мой любимый ТГМ6. Езда моя кончилась тем, что я реально по какому-то полю (в черте города) по чудовищным лужам (дождя в обозримое время не было) на пониженной передаче (у меня Нива) начал прорываться к тем путям, где я видел эту машину. Но в какой-то момент до меня дошло, что дальнейшее движение вперед чревато серьезными проблемами с возвращением назад. Я остановился, заглушил машину и вдруг услышал дизель. А когда залез на капот, увидел ТГМ6, проплывающий по траве буквально метрах в 800-ах от меня. В общем, тогда я сделал две вот этих фотки (предварительно штурманув высоченное травяное покрытие, добросовестно покрывшее огромную нелегальную свалку строительных отходов):


Как видите, машинисты надо мной ржали.

А потом, спустя несколько дней, я повез сына показать ему этот тепловоз и мы сделали еще пару занятных кадров.


Вот этот, второй - кадр моей мечты. Когда я впервые увидел это место, я так и загорелся тут сфоткать ТГМ6 на разгрузке. Странная поза железнодорожника объясняется тем, что больно уж озлобленно он на нас пялился. Поэтому фоткать пришлось когда и он, и машинист отвернутся (буквально в 30 метрах отсюда депо с охраной и всеми вытекающими).


На обоих этих фото небо пришлось обрабатывать отдельно, поскольку хоть и было пасмурно, но небо светило (кадры сделаны против Солнца). В тот же день, когда были сделаны эти снимки, машинист показал сыну кабину тепловоза. По словам машиниста, этот тепловоз несколько лет простоял без работы. Был восстановлен своими силами. Ремонт тепловоза в подавляющем большинстве случаев осуществляется своими силами.


ТГК2-5413

Машина принадлежит ООО "Элитвест". Видели бы вы, с какой любовью машинист говорит об этом тепловозе, которому уже около тридцати лет. Ремонт машины, как и водится, осуществляется силами работников предприятия.


С территории завода тепловоз выезжает крайне редко, поймал я его совершенно случайно.


ТГМ4
Тепловоз без номера. Видать, прародитель всех ТГМ4. Эту фотку я высидел. Он тоже довольно редко выходит за пределы родного предприятия (какой-то завод ЖБИ, если не ошибаюсь), но путейцы, чинившие подъездной путь, подсказали мне главный признак скорого появления этой машины. Остальное - дело техники :)

Слышали бы вы, как он гудит. С надрывом, но совершенно мощно и решительно. Это звук машины, познавшей жизнь. Слышно аж у меня дома (километрах в трех от дороги). Правда, в последнее время что-то его ни видно, ни слышно...



ТГМ4-2700

Этот парень из тех-же мест, что и ТГМ6А-2015. Появился он недавно, видать только починили. Но впервые я его увидел в момент, когда он выехал из депо и стал цепляться к крану. В тот день я носился за этим тепловозом с краном по всей промзоне. Угадать маршрут движения сперва не удалось, проследить тоже (путейцы спугнули). Когда я его нашел, он уже бросил кран и уходил в поля. Зато на следующий день я с ним столкнулся лоб в лоб прямо на переезде (первые два кадра), а потом пехом несся за ним по окружной и в догонку сделал еще один внятный кадр. Он и сейчас иногда с краном выезжает, но все больше куда-то внутрь промзоны, туда, куда просто так идти пофоткать небезопасно.





ТГМ23В48-2118

Однажды я попытался договориться с руководством Рязанского шпалопропиточного завода на предмет пофотографировать их узкоколейку. Ничего путевого из этого разговора у меня не вышло и я решил податься поисследовать прилегающие окрестности и на задворках предприятия вышел на их подъездные пути. Шел дождь, и под этим дождем ковырялся этот тепловоз:


Посмотрите на травку на путях. Такое впечатление, что газонную высадили. Ухоженность путей потрясает :)

Чуть позже поехали с сыном на него поглазеть еще разок. Дело было утром, пасмурно было, но бригада прям продемонстрировала нам все свои навыки маневрирования. Условия для съемки были никакие, поэтому получилось ровно то, что получилось:


В хороших условиях поймать такой сюжет мне пока не удалось :)

Комментарии

  1. Добрый день!
    очень понравился ваш сайт и полностью разделяю Ваше увлечение!
    Я тут прочитал, что очень был нужен СФАТовский ТЭМ2? скажу более, он ТЭМ2УМ-1046, есть там и Ваш любимый ТГМ 6А, могу предоставить фото обоих и еще много чего интересного.
    пишите на fighter78@bk.ru

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Егорьевский рудник

Песчаный карьер в Великодворье

Мечта про шахту

Кофе и экскаватор

Обжиговые печи цементного завода в Вольске