Железнодорожные окрестности Скопина

Скопин - это небольшой городок на юге Рязанской области. Обычный такой старый русский провинциальный городок. Конечно, в нем есть что посмотреть, и я обязательно как-нибудь вернусь туда, чтобы побродить по его старым улочкам, на которых сохранились еще дома, по возрасту своему не уступающие моему прадеду. Но в первую очередь меня интересовала железная дорога.

В этом нет ничего удивительного. В Скопин железная дорога пришла очень давно - со стороны Ряжска еще в 1870-м году. Именно тогда была построена линия Скопин-Ряжск Сызрано-Вяземской железной дороги. А в 1872-м она дотянулась до Павельца.

Можно конечно спорить об экономической целесообразности строительства этой дороги, но ее социальная значимость для того времени была совершенно бесспорна. Сызрано-Вяземская ЖД стала одной из наиболее протяженных дорог в дореволюционной России. Ее эксплуатация требовала большого количества технически грамотных специалистов. Поэтому строительство дороги сопровождалось открытием технических училищ и библиотек, что не могло не отразиться на уровне образования местного населения.

Сейчас Сызрано-Вяземской ЖД не существует. Тем не менее в настоящее время по Рязанской области сохранились линии Ряжск - Скопин - Павелец-II-Сызранский и далее на Узловую. Движение там сейчас не слишком активное, а значит у меня появился шанс увидеть несуетливую железку в тихих спокойных местах вдали от городской суеты. Упускать такую возможность было делом неблагодарным и 11 мая этого года мы (я с детьми) двинули в окрестности Скопина.



Павелец-II-Сызранский

Поскольку при строительстве Сызрано-Вяземской дороги Павелец задумывался как крупный железнодорожный узел, к нему у меня был особый интерес. Кроме того, населенных пунктов с таким названием в Рязанской области два. Отстоят они друг от друга всего километров на 15 - 20. И в каждом из них есть своя железнодорожная станция. Все это напоминало какие-то шпионские страсти, в которых надо было разобраться. В общем, в 8 утра 11 мая мы въехали в село Павелец (в то, в котором находится станция Павелец-II-Сызранский).

Село Павелец оказалось небольшим населенным пунктом, растянувшимся на несколько километров среди бескрайних полей вдоль железной дороги. В селе есть свой храм. Он возвышается на вершине холма и поэтому видно его очень далеко, задолго то самого села. Да и по своим размерам он очень внушителен, а его облик далек от облика небольшой сельской церквушки. Как и множество его собратьев, в смутное время этот храм был варварски разорен, но даже в полуразрушенном состоянии селяне берегут его.



Для начала необходимо было сориентироваться на местности: найти дорогу и понять, в какой стороне искать станцию. На автомобиле это сделать очень просто, когда есть железнодорожный переезд, такой, как этот:

Переезд под Павельцом

Эта дорога ведет из села Павелец в село Мшанка (на фото можно слева за большим деревом разглядеть храм, расположенный в этом селе).

Теперь все стало просто: впереди Мшанка, справа - Скопин, слева должна быть станция Павелец-II-Сызранский. Проселочными дорогами мы двинулись налево. Надо сказать, что сходу найти станцию нам не удалось: она очень уютно устроилась среди утонувших в зелени сельских дворов и чтобы ее обнаружить нам пришлось немного пошлепать по травам-шпалам. Зато довелось сделать вот такой снимок, на мой взгляд хорошо передающий атмосферу Сызрано-Вяземской дороги в тех местах - бескрайние поля и села с деревушками, утопающие в зелени:



Дорога пролегает меж холмов, отчего получилась извилистой, а подходы к ней слегка подболочены (видимо из-за нарушения движения вод насыпью дороги). Строили ее так скорее всего из-за экономии средств. Но сейчас по такому пути составу до приличной (по понятиям нашего времени) скорости разогнаться не удастся. Видимо это и стало одной из основных причин, по которым некогда важная дорога постепенно превратилась в малодеятельную.

Павелец-II-Сызранский с виду оказался обычной станцией русской глубинки. Несколько путей, цепочка старых вагонов коротает свой век в тупике:



Восточная горловина станции:



Однако на станции сохранились остатки построек былых времен. Вот развалины какого-то служебного станционного здания:



Перед ним еще угадываются следы когда-то разобранных путей:



Видимо, в свое время станция была довольно крупным железнодорожным узлом. Она находилась на раветвлении Сызрано-Вяземской дороги. Одна ветка с нее уходила на Павелец-I-Тульский, другая - на Узловую. Сейчас прямая дорога с Павелец-II-Сызранский на Павелец-I-Тульский разобрана и доехать с одной станции на другую можно только через ст. Мшанка на линии Узуново - Павелец-I-Тульский.

Недалеко от нового вокзала в зарослях можно найти руины старого вокзала (который раза в два был больше нового и во много раз интереснее его в архитектурном плане):



К сожалению более интересных снимков этих старых построек сделать мне не удалось - слишком уж они заросли зеленью. Тем не менее визитом на Павелец-II-Сызранский мы остались довольны - как-никак удалось посмотреть на архитектурные остатки Сызрано-Вяземской дороги. В приподнятом настроении мы двинулись дальше - туда, где линия Ряжск - Узловая пересекается с линией Узуново - Павелец-I-Тульский.


Остановочный пункт Кремлево
То, как на автомобильных картах рисуют пересечение этих линий, не объяснимо никакой здравой логикой. Поэтому лучший способ разобраться - увидеть все "вживую" Кроме того, пересечение железных дорог всегда смотрится интересно.

Остановочный пункт Кремлево оказался больше, чем просто платформа в полях - это две платформы в полях (одна на линии Узловая - Ряжск, другая - на линии Узуново - Павелец-I-Тульский), удивительно шикарное для небольшой деревушки здание вокзала и блок-пост.

Вокзал действительно оказался замечательным - свежевыкрашенный, чистенький, со шпилем - такое здание скорее ожидаешь увидеть на станции какого-нибудь тихого провинциального городка, но никак не в глухой деревушке:

Вокзал ст. Кремлево

С платформы, расположенной на линии Узловая - Ряжск, это здание выглядит следующим образом:



На пересечении двух дорог, у путепровода, сохранилось брошенное здание блок-поста:



Платформа на линии Узловая - Ряжск выглядит так, будто на дворе начало прошлого века:



Мы попытались было поговорить с женщиной, закрывавшей здание вокзала (в момент нашего приезда от платформы отправился пригородный Скопин - Павелец, тот что мы фоткали раньше), но она оказалась крайне немногословной, а увидев фотоаппарат, строго настрого запретила фотографировать. Мы ее послушались, сели в машину и проселочной дорогой отправились в сторону Павелец-Тульского, в то место, где когда-то дорога из Вязьмы разбегалась в две стороны - на Ряжск и на Узловую.


Налево пойдешь - в деревню придешь, направо пойдешь - до пруда добредешь, а прямо пойдешь - в Узуново попадешь
Вот оно, это место. Когда-то за этим светофором дорога разбегалась сперва в две стороны, потом в три. Поехав налево, можно было добраться до Узловой, направо - Ряжск, прямо - Узуново. Сейчас светофор выключен и служит сугубо для разнообразия и без того приятного пейзажа:



К слову, пока мы этим пейзажем любовались, со стороны Узуново прошуршал пригородный Узуново - Павелец с совершенно пустым вагоном:



Бригада нам приветливо посвистела, мы им помохали и на том наши дороги разошлись...

В какой-то момент левую ветку (она шла до Миллионной, там, видимо, был блок-пост) разобрали, а потом разобрали и правую ветку, ту которая когда-то была главным ходом Сызрано-Вяземской дороги и соединяла Павелец-Тульский с Павелец-Сызранским. Сейчас она являет собой живописный пост-железнодорожный пейзаж:



А вот тут, за поворотом, будет Павелец-Сызранский:



Представьте, какая тут была красота, когда по этой дороге ходили паровозы... Но не будем ностальгировать, а повернем голову влево и полюбуемся о.п. Кремлево, который с этой точки смотрится как-то даже величественно:



В этот момент мы ощутили некоторую усталость от больших дорог и решили перекинуть свой взгляд на дороги меньшего масштаба - промышленные железные дороги Скопинского района.


Скопинское ППЖТ
Скопинское ППЖТ - одно из старейших в нашей стране предприятий железнодорожного транспорта. Основано оно было еще в 1922-м году, т.е. сейчас ему уже 87 лет.



База предприятия в настоящий момент находится на ст. Коготково, расположенной в одноименном поселке километрах в пяти южнее Скопина. Вот как сейчас выглядит эта станция:



Двухэтажное здание справа - это административное здание. По центру кирпичное строение и металлическая вышка - ПТОЛ. Справа кирпичное строение раньше скорее всего было диспетчерской или блок-постом. Фотография сделана из южной горловины станции. Путь налево - это ветка в сторону пос. Октябрьский.

Южная горловина станции:



Северная горловина станции:



ПТОЛ:



ПТОЛ и блок-пост поближе:



Водонапорная башня (эта станция может помнить очень старые паровозы) и пути станции (дальний путь - ветка в сторону пос. Октябрьский):



Подвижной состав ППЖТ:



Единственный уцелевший тепловоз:

Тепловоз Скопинского ППЖТ

В былые времена это было огромное транспортное предприятие. По словам местных, на путях предприятия к моменту начала перестройки трудилось 10 локомотивов. Скопинское ППЖТ не только обслуживало местные промышленные предпиятия, но и осуществляло вывоз угля с шахт, расположенных южнее Скопина. Сильным ударом для предприятия стало прекращение добычи угля и закрытие шахт.

Вот такой замечательный пейзаж можно наблюдать между пос. Коготково и пос. Старые Кельцы (перегон ст. Коготково - ст. Вослебово):



Со смешанным чувством мы покидали Коготково. С одной стороны было приятно найти Скопинское ППЖТ действующим предприятием. С другой - страшно наблюдать, как некогда сильное предприятие медленно погибает в бессилии преодолеть те обстоятельства, которые вокруг него сложились.


Павелец-I-Тульский
Последним пунктом нашего путешествия стала станция Павелец-I-Тульский. Благодаря ей в честь небольшого поселка с населением в полторы тысячи человек в Москве названы площадь в центре города, станция метро и железнодорожный вокзал. Согласитесь, не каждый поселок в России удосуживается таокой чести.

Сейчас в Павельце действует вагоноремонтное депо, но не оно нас интересовало. Нашей целью была архитектура, а именно веерное локомотивное депо, которое раньше находилось в Павельце. Вот, собственно, и оно (точнее то, что от него осталось):



Ну и, конечно, весна была в разгаре (левый состав - Павелец - Узуново, правый - Павелец - Скопин):




Эпилог
На этом наше небольшое путешествие закончилось. Мы сели в машину и через Кремлево поехали домой. К слову от села Кремлево до о.п. Кремлево полями километров 10, а по дороге и все 20, пожалуй, выйдут. Но тем не менее село с трассы смотрится просто потрясающе:



Не последнюю роль в облике Кремлево играет сельская церковь:



Напоследок мы решили вернуться к тому переезду, с которого начали свои лазания, и встретить там пригородный Ряжск - Узловая в мизерной надежде на то, что это будет Д1. Но наши надежды не оправдались и из-за поворота выполз РА2.



По доброй традиции узловских парней дизель нас поприветствовал, мы пожелали ему счастливого пути. РА2 неспешно поплыл в сторону Узловой, а мы отправились домой, в Рязань...

Комментарии

  1. Классный репортаж. А Коготково - вообще места, где прошло детство... Для меня еще в те далекие сейчас 80-е возникало много вопросов по путевому развитию станции. Помню много абсолютно заросших и сравнявшихся с землей путей. Можно только догадываться, как выглядела станция в 20-е годы, когда все это функционировало! Но и в 80-е годы станция работала очень активно - и днем и ночью. Составы из 5-10 вагонов сновали каждые минут 20. Теперь, я так понимаю, небольшой накат остался лишь на главном пути. У того места, которое у Вас названо "Северной горловиной станции", чуть правее в тупике раньше стоял вросший в землю двухосный крытый вагон, как нам казалось заполненный известью. Наверно он был еще довоенным. Тупиковой призмы как таковой не было, и вагон стоял зарывшись в землю почти по оси. За ним стояли два рельсоукладчика и снегоочиститель. Тогда он кажется был еще действующим. У переезда в самой деревне раньше стояло небольшое здание депо с огромными воротами со стеклянными вставками, там стояла оранжевая дрезина, которая теперь ржавеет около главного здания... Когда был в тех местах в 2006-м, ни вагона, ни депо, ни регулируемого переезда с направлением на Октябрьский уже не было... А станция очень заросла.

    ОтветитьУдалить
  2. спасибо за отзыв! в Коготково каким-то чудом сохранился двухосный товарный вагон с тормозной площадкой, явно довоенной постройки. на этих фотках его не видно, но я его сфотографировал, обязательно фотку выложу.

    ОтветитьУдалить
  3. Да неужели все-таки сохранился? В 2006 на старом месте я его не видел! И где он сейчас?
    Кстати, помню что южная горловина станции заканчивалась двумя вытяжными тупиками. Мне почему-то долго казалось, что это остатки старой ветки куда-то на юг, юж больно длинными они были. А как там сейчас?

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тяговый агрегат ОПЭ1А

ТЭМ2

Угольный разрез у села Петрушино

Станция Ясаково

Маневровый и буксиры