Ряжск железнодорожный

Идея посетить Ряжск появилась вследствие моего естественного стремления посмотреть на паровозы. На сайте parovoz.com я вычитал, что в Ряжском депо в 2004-м году наблюдался заброшенный паровоз. Ну и захотелось на него посмотреть. Идея была поддержана парой моих друзей - Максом и Андреем. И Михан, как старый фанат, конечно тоже поехал.


Ряжск - это небольшой городишко километрах в 130-ти от Рязани. Добраться до него можно либо поездом, либо на машине. Электричка до него идет порядка трех часов, на машине можно доехать часа за два с хвостиком. Рэйлфэну на электричке было бы куда интереснее, но на машине зато гораздо практичнее. В общем, мы подобрали Андрея с московского автобуса и выдвинулись Ряжское шоссе.

Дорога до Ряжска - обычная трасса областного значения. На подавляющем своем протяжении это двухполосная дорога с довольно приличным покрытием. Возможно, конечно, асфальт на ней битый, но в тот день, когда мы ехали, было очень морозно и неровности дороги были по-зимнему закатаны льдом. Поэтому моя "Нива" ровно и спокойно катилась среди рязанских полей и лесопосадок. Когда едешь по Рязанской области в южном направлении, то воочию убеждаешься, что Рязанщина - это край на границе леса и степи. Каких-то сто километров и тебе открываются уже совершенно иные пейзажи.

Первое упоминание о Ряжске относится к XVI веку как об укрепленном пункте на переволоке между реками Хупта и Ряса. В XVI - XVII в.в. этот город входил в Большую засечную черту, защищавшую Русское государство от набегов крымских и ногайских татар. Экономической успешности это Ряжску не принесло и до середины XIX века он представлял собой небольшой городишко, живший преимущественно сельским хозяйством (как, впрочем, и другие населенные пункты той местности).

Во второй половине XIX века около Ряжска проводятся две крупные железнодорожные линии - Рязано-Уральская и Сызрано-Вяземская. На месте их пресечения возводится станция и железнодорожный поселок Новоряжский, который впоследствии будет поглощен Ряжском. Приход в город железной дороги дает существенный толчок его развитию: появляются промышленные предприятия, процветают сельское хозяйство и торговля.

В советские времена город продолжает развиваться, развивалось и железнодорожное хозяйство. Но, когда мы туда ехали, увидеть даже подобие процветания мы не рассчитывали. И свое знакомство с ж/д достопримечательностями Ряжска решили начать со встречи пригородного поезда Моршанск - Ряжск. Место встречи, как выяснилось по прибытии, было выбрано нами очень удачно - восточная горловина станции Ряжск-II сходится в однопутку и метров через триста делает поворот влево. Вокруг полотна лесопосадка, на улице -20 с хвостиком по Цельсию, все в инее. В общем, вот такую красоту мы увидели:


Пока мы обустраивались на повороте, совершенно неожиданно, тихо и неспешно появился тот, кого мы ждали: пригородный поезд Моршанск - Ряжск:


Конечно, мужики заценили нашу целеустремленность (в снегу-то по морозу), мы друг друга поприветствовали, поезд неспешно покатился в Ряжск:


А мы по его следам выбрались на автодорогу и поехали посмотреть на станцию Ряжск-II. Вот ее восточная горловина:


Это грузовая станция, относительно крупная для обычного райцентра. От нее отходят ветки на близлежащие предприятия. В советские времена она была электрофицирована (в Гугле можно найти фото, на которых четко видны опоры контактной сети). Сейчас признаков электрофикации нет, станция (по словам местных) почти не используется. Тем не менее то, что сохранилось, содержится в опрятном виде.




Предположительно бывшие станционные постройки (предположение обусловлено тем, что они совсем уж вплотную стоят к путям и очень официально выглядят):





А еще мы нашли остатки колонки, следы паровозного прошлого этой станции:



Раз уж есть колонка, то и водонапорная башня для нее тоже найдется:



На этой станции повсюду можно найти остатки. Вот, например, остатки пешеходного перехода:



Но подошло время провожать электричку на Рязань и мы двинулись к северной горловине станции Ряжск-I. Вот он какой был в тот день, пригородный поезд Мичуринск - Рязань:



А буквально через несколько минут после того, как он скрылся из виду, из Рязани приехал мой любимый красавчик ЧС4Т в паре с любимчиком ЭП1М:



Но нас интересовали не только проходящие локомотивы, мне было интересно узнать, остался ли паровоз, о котором я читал. Мы отправились на станцию Ряжск-I. Чтобы с Рязанского хода выбраться к первому Ряжску, надо пересечь ветку на Узловую. А там, аккурат возле переезда, мы повстречали вот такие чудные вагоны:







Путь, что перед вагонами на этой фотке, и есть дорога из Ряжска на Узловую.

Вокзал станции Ряжск-I - единственное железнодорожное здание, построенное до революции:


Справедливости ради надо отметить, что в южной части станции сохранились развалины древнего блок-поста, но о дате его постройки ничего сказать не могу, а выбрать место, с которого его можно было бы удобно сфоткать, мне не удалось :)

Пока Андрей запечатлевал местный подвижной состав, мы пошли искать работников станции. В тот день они были жутко немногочисленны. Тем не менее встреченные ЖД-специалисты были допрошены, но все они дали однозначный и ясный ответ: о паровозе ничего не знают, паровоза не видели. Конечно, надежда умирает последней, но у нас оставалось еще одно место, на которое мы хотели посмотреть, но сперва...

Сперва мы должны были провадить рельсовый автобус до Узловой. Конечно, пока мы ехали в Ряжск, в душе таилась надежда на то, что удастся еще разок увидеть дизель Д1. Но надежды наши лопнули еще когда мы въезжали в Ряжск - проезжая северную горловину первого Ряжска Андрей засек на отстое РА2.

РА2, между прочим, тоже красивая машина. Провадить мы ее решили недалеко от моста через речку Хупта. Раньше эта река была судоходной и имела важнейшее стратегическое значение - она была частью пути от Дона к Оке. Сейчас это небольшая речушка, каких сотни на Рязанщине. В общем, мы выехали в пригородный дачный поселок, остановились около нембольшого дачного участка, одиноко стоящего у дороги, выбрались на насыпь и пошлепали к мосту. А вслед нам из дачного сарайчика, возле которого мы бросили машину с замерзшим Миханом, о чем-то визжал поросенок.

РА2 нам не пришлось долго ждать. Вот он появился вдали, как раз около авторитетных вагонов, фотки которых были выше, выехал на переезд объездной дороги, притормозил, немного о чем-то подумал, включил прожектор и не спеша направился к нам. Как сказал Андрей, мужики поняли, чего нам нужно. Думаю, это им не сложно было сделать, видя трех чуваков трущихся на морозе возле шкафа. Мы не подвели, оправдали их надежды:



Бригада РА2 тоже оказалась приветливой: погугукали нам, поулыбались. И поехали на Узловую:



А мы, замерзшие как бобики, отправились в машину, где Михан уже спал счастливым сном. К слову, он давно мечтал увидеть живой РА2 и в тот день его мечта сбылась. И мы поехали искать депо.

Станция на Ряжске была не просто важным перевалочным пунктом. Здесь было построено оборотное депо паровозный дом на девять стойл. И нам было интересно посмотреть, что от всего этого осталось. Пассажиро- и грузопоток через Ряжск был огромен, эшелоны шли один за другим и депо тут без дела не стояло.

Мы отправились искать депо. Но сперва мы встретили старую водонапорную башню:


Надо сказать, что большинство станционных построек было перестроено или построено заново в 1935-м году. Об этом мы узнали у местных работников ЖД, которые, к слову, отнеслись к нам очень доброжелательно (с путейцами мы старались не сталкиваться и нам это удалось).

Оборотное депо мы нашли. Отлично сохранился оборотный круг:


Здание депо тоже цело, но стекла выбиты и выглядит оно как-то запущенно. Видно, что оно либо не используется, либо используется для второстепенных нужд. Т.е. сейчас действующего локомотивного депо в Ряжске нет. Пока мы любовались на круг, на крыльцо здания неподалеку вышел какой-то мужик и начал к нам проявлять подозрительный интерес. Я решил с ним пообщаться. На вид ему было лет 50, опрятный мужчина, в пиджаке. От него я и узнал, что последний паровоз, сохранившийся в Ряжске, был порезан в металлолом в 2004-м году. Была мысль поставить его на пьедестал, но что-то не задалось. Видать, РЖД не нашло денег на то, чтобы привести его в порядок, иногда освежать и зимой сметать с него снег. Он-же мне рассказал, что здание депо было построено в 1935 году (как и водокачка):



И еще он рассказал, что на станции есть железнодорожный музей (мы его видели, когда были на вокзале). Надо сказать, что Ряжский музей (по отзывам в интернете) один из интереснейших на Московской ЖД.

На этом наша поездка закончилась. Мы посмотрели все, что хотели. И хоть паровоза мы не нашли, но поездка была очень интересной и познавательной. Мы побывали на крупной станции, которой было суждено стать пересечением двух исторических магистралей, экономическое значение которых для нашей страны в свое время было просто неимоверно. Ряжск - это частичка технической истории России. Как водится в нашей стране, это брошенная частичка технической истории. Оставшиеся постройки будут снесены (как блок-пост, о котором я писал выше), а на их месте построят какие-нибудь магазины или расширят нефтебазу. История денег не приносит, а жадность неизлечима. Я уж не говорю о том, чтобы в том-же депо сделать музей двух дорог и организовать тур на паровозе от Москвы до Ряжска.

Жаль, что в Ряжске не сохранили паровоз. Для этой станции он стал-бы истинным и достойным украшением.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кофе и экскаватор

Волков отгонять

Егорьевский рудник

Тепловоз Скопинского ППЖТ в работе