Покинутый городок Скопин - Чулковский

Речь пойдет о населенном пункте, образовавшемся вокруг станции Брикетная.
Как я уже писал ранее, во время своей первой поездки на Чулковскую каменноугольную ЖД мне повстречался пожилой мужик с велосипедом, который очень благоприятно меня воспринял и поэтому нам удалось немного и интересно пообщаться.

То, что ст.Брикетная была названа в честь брикетного завода, который, по словам этого мужика, находился где-то в тамошнем лесу, было, в общем-то, очевидно. Но когда я сказал, что хотел бы найти остатки этого завода, он отнесся к этому весьма пессимистично – мол прошло уже столько времени, там все уже заросло давным-давно. Я ответил, что можно попробовать на Брикетной с кем-нибудь пообщаться, на что он сказал: “А что Брикетная? Там осталось дворов десять – одиннадцать… Ну попробуй, доедь, может кто расскажет чего…”. В общем, для полноты картины с Чулковской каменноугольной железной дорогой нужно было в обязательном порядке посетить Брикетную и выяснить, что-же за завод там такой был… С этой мыслью в тот раз я и вернулся домой.

А когда мы поехали вдоль траектории Чулковской ЖД, то конечно же мы никак не могли позволить себе не заехать на Брикетную. Поэтому, сфотографировав насыпь узкоколейки в точке 4 (см. карту), мы двинули искать этот загадочный тогда для нас населенный пункт.


Нам действительно пришлось искать Брикетную. Дело в том, что по картам и воздушным снимкам, опубликованным на ЯндексКартах, дорогу до Брикетной найти проще простого. Но когда попадаешь на местность и каждые 400 – 600 метров твоя дорога пересекается с такими-же проселками, раздваивается или сливается с неизвестно откуда взявшейся колеей, сориентироваться получается довольно сложно. В какой-то момент мы с ориентации по карте перешли к ориентации по понятиям. Это дало свой результат – мы свернули в мрачного вида лес и буквально через километр увидели дворы, проглядывающие сквозь ряды деревьев и вполне густой подлесок. А потом совершенно неожиданно мы въехали в чей-то двор, проскочили его и почти вылезли на насыпь железной дороги, что ведет со Скопина в Ряжск. Так мы оказались на Брикетной.

Не успели мы выбраться из машины, как к нам уже подошел довольно плотного телосложения мужик в защитного раскраса штанах и белой футболке. На вид ему было лет 35. По его выражению лица сложно было сказать, что нас рады тут видеть. Где-то совсем рядом, в чьем-то дворе серьезно тявкала довольно крупная (судя по звуку) собака. В общем, самое время было вступать в конструктивный диалог, но мужик меня опередил. Он поздоровался и поинтересовался, кого мы тут ищем. Мы ответили, что нас интересует архитектура старых станций Сызрано – Вяземской железной дороги, а еще нам интересно было бы узнать, где на Брикетную заходила узкоколейка и совсем было бы здорово, если бы удалось найти остатки брикетного завода. Ну и соответственно я рассказал природу происхождения нашего интереса.

Вот тут-то мы с этим мужиком и подружились. Видя, что мы не интересуемся ломом черного металла и не собираемся заняться мародерством в брошенных постройках станции, он сменил свое отношение к нам и оказался очень общительным человеком и интересным собеседником.

Он рассказал, что все свое детство провел на Брикетной. Многое о родном поселке он узнал от отца и деда, а многое и сам помнит из своего детства. Все, что написано о Брикетной ниже, является моим вольным пересказом его слов. Я очень рад ,что мы встретились с этим человеком и крайне признателен ему за подробную экскурсию по поселку и его окрестностям.

Итак, начну с того, что раньше во всей Брикетной (как в поселке, так и на станции) все дома были деревянными. Единственное исключение составлял вот этот небольшой сарай (если так можно назвать данное сооружение):


Рейтинг блогов

Это керосинка. В ней хранили керосин для семафоров и прочих нужд станции.

Заходя в это сооружение, попадаешь в прихожую с двумя окнами (одно слева, другое – справа). А впереди, через широкий дверной проем чернеет комната, в которой и хранился керосин.

Пока мы лазили в керосинку, справа от нее коротали свой век старые деревянные сараи:


Перед керосинкой, ближе к пути, расположился вот такой вот замечательный двухэтажный домик, который на самом деле является водокачкой:


Если керосинку возвели еще в те времена, когда тут строили станцию, то водокачка является “новоделом” – она появилась тут уже после войны. Дело в том, что раньше на Брикетной воду брали из колодца. Колодец рыли раза два и оба раза он был приличной глубины (порядка 25 – 30 метров). Но вода в нем была не очень. В какой-то момент власти решили автоматизировать добычу воды. Так появилась водокачка, которая стоит на скважине, глубина которой превышает 70 метров.

Справа от водокачки находится вот такой симпатичный дом:


и платформа, на которой еле разместились таблички “Остановка первого вагона”:


Слева от водокачки почти спрятался за деревьями двухэтажный вокзал станции Брикетная:




На первом этаже этого этого здания находилась касса и зал ожидания. На втором этаже сидел дежурный по станции и находились прочие административные службы станции. Вокзал был построен в конце XIX – начале XX в.в. Я не особо специалист в архитектуре, но мне показалось, что он выдержан в несколько не типичном для России того времени стиле. Причиной тому, возможно является то, что в те годы и Чулковскими копями, и заводом на Брикетной владело бельгийское общество. Наверное поэтому и здание было стилизовано под центрально-европейский стиль.

Сейчас в здании вокзала то-ли кто-то живет, то-ли кто-то за ним присматривает, но бесхозным оно не осталось.

Левее вокзала, на одной с ним линии вдоль путей стоит вот такая хозяйственная постройка, проще говоря – сарай:




Вообще говоря, глядя на это здание, на то, как аккуратно оно построено, не перестаешь удивляться – казалось-бы, инструмент хранить и всякий там скарб, ан нет: доска к доске, прутик к прутику, все подогнано, прилажено, приглажено, украшено.

Пока мы фоткали сарай, наш экскурсовод юркнул в него и вынес нам кирпич “Москвуголь №0”, а затем залез под крышу сарая и вытащил толстенный кусок глиняной черепицы:


По его словам, было время, когда на местном заводе делали кирпич (образец которого он нам принес) и черепицу. Было время, когда все крыши Брикетной были устелены этой черепицей. Интересное, видать, зрелище – деревянный поселок с красными крышами.

На этом обзор станции закончился и мы мимо вот такого вот домика пошли на завод, по пути полюбовавшись во таким опрятным домиком:




Наш путь лежал вдоль путей в сторону Ряжска. Метров через 200 после станции в лесу завиднелся узкий проход – тропинка, мы свернули туда. По словам нашего собеседника, это было то самое место, где узкоколейка выходила на ст. Брикетная. Вот тут узкоколейка проходила к Брикетной, а сейчас просто растет трава:


Мы вошли в лес и пошли по тропинке. Очень скоро мужик резко подал влево и буквально метров через 15 остановился и тыкнул куда-то себе под ноги пальцем, а затем спрыгнул в какую-то яму. В яме явно читался старый фундамент:




Часа полтора он нас таскал по лесу, показывая остатки фундаментов, ровные параллельно идущие насыпи (предположительно погрузочно-разгрузочные пункты), ржавые остатки труб и прочие разные вещи, которые позволяли сделать вывод, что когда-то на этом месте находилось довольно крупное предприятие, а по словам этого мужика – даже два, стоявших друг против друга через узкоколейку. На одном делали угольный брикет, на другом – кирпич и черепицу. По словам нашего экскурсовода, брикет вывозили на Скопинскую ЦЭС.

Вообще, судя по его рассказу, Брикетная в былые времена была довольно крупным населенным пунктом. Тут даже была четырехлетняя школа и амбулатория.

Он, кстати, показал нам две грунтовки. Вот эта, первая, является остатками дороги, проложенной из Скопина в одно из близлежащих сел. В свое время она была вымощена тесаным камнем. Но когда при советской власти начали массово вырубать Скопинский лес, ее всю разворотили тракторами:


Но, по словам мужика, буквально весной ему надо было что-то вырыть по хозяйству на месте старой дороги и он выкопал себе огромный тесаный камень.
А эта тропинка проходит по бывшей узкоколейке:



Пока я ходил за ним по лесу, меня не оставлял один единственный вопрос – как могло получиться так, что от довольно крупного предприятия не осталось ни одной целой стены? Оно просто сровнялось с землей. Даже мародерам, разбирающим брошенные постройки на кирпич, такое не под силу.

Гипотеза появилась сама собой, когда нас привели вот к этой воронке:


Ее глубина – порядка двух метров, а может и больше. Это последствие падения немецкой авиабомбы. Можно себе только представить, какую сокрушительную силу она имела, даже если по прошествии почти 70-ти лет в земле осталась такая рана. А рядом с местом ее падения четко виден фундамет какого-то небольшого здания:


Его, видать, попросту сдуло взрывной волной.

Брикетная находится на вершине холма, что в совокупности со сложным рельефом местности и наличием производственных зданий делало ее хорошим местом для укрепрайона. В годы войны тут дислоцировалась наша военная часть. Поэтому можно предположить, что фашисты не один раз совершали налеты на Брикетную, в следствие чего и были уничтожены находившиеся тут предприятия.

Вернувшись из леса, мы попрощались с нашим новым знакомым. Он посоветовал нам, как лучше оттуда выехать. И порекомендовал посетить еще одно место метрах в 500-ах от Брикетной в сторону Скопина. Вот оно – мостик с подписью “1913”:


Мы бросили прощальный взгляд на Брикетную:


И поехали в поселок Заречный.

Комментарии

  1. Здорово! Всегда мечтал добраться до этой станции... Какая-то она оторванная от всего мира. У меня родственники жили в тех краях, а тетка вообще родилась прямо на Брикетной в 38-м.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Серебрянский цементный завод

Церковь Михаила Архангела

Угольный разрез у села Петрушино

Песчаный карьер в Великодворье

Егорьевский рудник