К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Топология Чулковской каменноугольной железной дороги

Какое-то время назад мы открыли для себя Чулковскую каменноугольную железную дорогу.

Дорога оказалась достаточно древняя. Она была построена ориентировочно в начале 70-ых годов XIX-го века. Такое предположение строится исходя из того, что в 1874-м году Чулковской каменноугольной компанией был куплен на Коломенском заводе паровоз 7-го типа (колесная формула 0-3-0) №166 (источник информации - книга "Коломенский завод. Локомотивы. Ч.1. Паровозы").

Во время одной из поездок по Скопинскому району мы проследили траекторию дороги от бывшей ст. Брикетная почти до села Чулково (под которым поверх ЖД скорее всего была построена местная автодорога). Факт существования этого участка подтвержден документально, следы его существования хорошо сохранились и он - самый понятный с точки зрения своей топологии. Его длина составляла всего - ничего - порядка 8 верст.

Но если дорога была такая мелкая, как она смогла попасть на карту Русских железных дорог 1890-го года (на которой, к слову, показаны и Скопин, и Чулково)? Не слишком ли много чести для 8 верст в масштабах огромной империи? Но эти вопросы нас как-то особо не волновали. До тех пор, пока на просторах интернета я не наткнулся на НАТОвскую карту нашей местности 50-ых годов. Вот она:

Для наглядности повествования я натянул карту на космоснимки Гугла и поставил несколько меток (спасибо Google Earth за такую возможность). Вышепредставленную карту в формате Google Earth можно взять на Народе. Из того многообразия, что видно на карте, общественности известны два участка, но стоит рассмотреть, пожалуй, все.

1 – 3
Это однозначно участок Чулковской каменноугольной железной дороги. Он присутствует на картах 1922 - 1925 года. На тех же картах даже указаны некоторые объекты ЖД инфраструктуры (но это тема для отдельного разговора).

В 30-ых годах в точке 2 была построена Скопинская ЦЭС (ее внушительные развалины шикарно сохранились до наших времен).

Фактом является то, что к 40-м годам участок 2 - 3 был перешит на широкую колею (если он вообще когда-нибудь был узкоколейным) и использовался в качестве подъездного пути Скопинской ЦЭС.

Поскольку до войны на станции Брикетная (точка 1) находился брикетный и (по слухам) кирпичный заводы, то участок 1 - 2 скорее всего до войны тоже действовал. Но в какие конкретно годы, сказать крайне сложно. Сейчас на их месте сохранились лишь остатки фундаментов и огромные воронки от авиабомб.

Тут есть один важный момент. Все предприятия, так или иначе связанные с угольной промышленностью в этом регионе, являлись подразделениями треста Октябрьуголь. По архивным данным в 1942-м году тресту не принадлежало никаких предприятий, находившихся на Брикетной. Ничего там не восстанавливалось. Кроме того, налетов вражеской авиации на предприятия треста в годы войны было крайне мало и ущерб от них был ничтожный. В актах о нанесенном оккупантами ущербе упоминаний о предприятиях на Брикетной нет. Соответственно те остатки предприятия, которые были нами обнаружены в лесу недалеко от Брикетной, на момент бомбежки уже могли быть заброшенными.

Таким образом, в сухом остатке имеем следующее: по сосотянию на начало 20-ых годов прошлого века участок дороги 1 - 3 действовал, но в какое-то время он отмер, в следствие чего сохранился только участок 2 - 3, перешитый на широкую колею и ставший подъездным путем к электростанции. Этот участок проработал до 70-ых годов и умер в один день со Скопинской ЦЭС.

4 – 5
С участком 4 - 5 все очень просто. Это подъездной путь 1-ой Топильской шахты, которая находилась аккурат в точке 5. Эта шахта - одна из старейших. Подъездной путь к ней помечен еще на картах 20-ых годов.

После войны в непосредственной близости от села Топилы была открыта 2-ая Топильская шахта и к ней продлили этот подъездной путь.

Траектория этой дороги внятно читается на картоснимках Яндекса. Этот участок дороги точно просуществовал до 60-ых годов. Когда он был закрыт - я пока не знаю.

3 – 7
Большая часть этого участка (начиная с точки 3 и заканчивая поворотом на 7) совпадает с действующими станцией Чулково и частью перегона Чулково - Коготково.

Итак, два участка показанной на карте дороги имели место быть. Но самый интересный вопрос заключается в том, существовал ли участок 3 - 5? Вот об этом мы пообщаемся в следующий раз.


Популярные сообщения