К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Новомосковская детская железная дорога

А дело, друзья, было так.

Когда-то очень давно прошло около меня светлое знание того, что в Новомосковске есть детская железная дорога (ДЖД). В какой-то далекой глухой извилине оно осело и забылось. А она тем временем затаилось за насыпью, по которой одинокий путь бежал к недалекой платформе Московская. И много раз я проезжал мимо, но взгляд мой на нее упасть не мог, соответственно древнее знание из извилины не всплывало в толщу светлого разума.

А время летело дальше. В какой-то момент платформу Московская закрыли, перегон разобрали и даже насыпь бульдозерами счистили. И вот еду я в конце августа этого года через Новомосковск и вижу, что аккурат над переездом на перегоне Урванка - Московская строят огроменную эстакаду (как мне позже объяснили, часть мегапроекта создания скоростной транссреднерусской автомагистрали). А когда проехали чуть дальше, дети увидели ТУ2 с пассажирскими вагончиками и подняли шум. Пришлось остановиться и посмотреть. Было пасмурно, шел мелкий дождь. А Михан со знанием дела объяснял Поле, что там в депо (как будто она не знает :) ) и что такое ТУ2.

P1310390-Edit.jpg

P1310394-Edit.jpg

Понятно, что детской радости не было предела, ибо живой ТУ2 они до этого дня не видели ни разу. А тут еще четкое осознание того факта, что на нем можно покататься, да уверенность в том, что бешеному папаше в выходной день три сотни километров - не мах... В общем я был вынужден пообещать своим чертятам, что через пару недель мы обязательно вернемся в Новомосковск и разок - другой прокатаемся на ДЖД.

Итак, 11 сентября я залил полный бак своей Ласточки, мы выдвинулись на Михайловское шоссе и направились в Новомосковск, кататься на тамошней ДЖД и любоваться увы, теперь пропавшими в наших краях, красавцами ТУ2.

P1310540-Edit.jpg

Немного истории

Решение о строительстве детской железной дороги тогда еще в Сталиногорске было принято 15 июня 1953 года на общем собрании трудящихся комбината "Москвауголь" [1].

Инициатором создания ДЖД был директор этого предприятия Дмитрий Григорьевич Оника [2]. В тот же день, 15 июня, Д.Г. Оника подписал приказ о начале строительства ДЖД.

Главным инженером проекта был назначен выпускник Московского института инженеров транспорта Павел Усков, для которого, как и для его коллег — Олега Семёнова и Тамары Решетниковой — это стало первым серьёзным проектом. Первоначальным планом проекта предусматривалось сооружение кольца длиной около двух километров с двумя сквозными станциями Берёзки и Дубки на территории Детского парка, ограниченной с трёх сторон городской застройкой, а с четвёртой — железнодорожной линией городского электропоезда [3].

Работы выполнялись строительными подразделениями комбината под руководством Л. Мисропова и были завершены к концу года. Дорога получила назание "Сталиногорская детсткая железная дорога", а 21 декабря 1953 года по детской железной дороге прошёл первый поезд. Его провели машинист Александр Коновалов и юный машинист Михаил (фамилия неизвестна) [3].

Весной 1954 года деятельность дороги была приостановлена для завершения работ по обустройству ДЖД - было построено кирпичное локомотивное депо на станции Берёзки, устранены просадки насыпи. А затем дорога вновь заработала [4].

Поскольку идея создания ДЖД принадлежала комбинату "Москвауголь", а также строительство ДЖД осуществлялось силами этого предприятия, то и числилось оно изначально на его балансе. Однако такая ноша для "Москваугля" оказалась непосильной. Поэтому 17 декабря 1954 года Председателем Совета министров СССР было подписано распоряжение о передаче находящейся на балансе Министерства угольной промышленности СССР детской железной дороги в подчинение Министерства путей сообщения СССР. Уже на следующий день министр путей сообщения издал приказ о приёме дороги и назначении её начальником Марии Петровны Казаковой. С этого дня Сталиногорская ДЖД получила новое название – Малая Московско-Курско-Донбасская железная дорога [4].

26 мая 1955 года ДЖД открылась вновь, но уже будучи объектом МПС. По иронии непонятно чего этот день теперь официально считается днем рождения Новомосковской ДЖД.

Немного инфраструктуры

Дорога построена в виде кольца вокруг Детского парка, разбитого в этом месте еще во времена основания города. Достопримечательностью парка были каскадные пруды с плотиной. Сейчас это к моему глубокому сожалению больше напоминает каскадные болота с плотиной.

Длина путей кольца узкоколейки составляет 1,94 км., общая длина путей - 2,3 км.


Первоначально были построены ст.Березки и пл.Дубки (назвали их так потому, что Березки была построена в березовой роще, а Дубки - рядом с дубравой). В 79-м году к ним добавилась платформа Юннатская. Дубки в честь 50-летия Пионерской организации была переименована в Пионерскую.

Самой продвинутой является станция Березки. На ней имеется путевое развитие, локомотивное депо на два стойла. Недалеко от платформы располжен двухэтажный административно-учебный корпус ДЖД.

В настоящее время проводится обширная реконструкция ДЖД. По имеющимся планам, кроме всего прочего, будет построено вагонное депо (пути под него уже вывели, но они пока заглушены тупиками) и платформа "Исток Дона". Если смотреть по схеме, то "Исток Дона" строится метрах в ста после "Пионерской", если двигаться против часовой стрелки. По завершении строительства этой платформы "Пионерская" будет снесена. Местный народ такую весть воспринял неоднозначно.

На ДЖД не сохранилось ручные стрелки, везде поставлены автоматы. Управление движением осуществляется централизованно с компьютеризированного диспетчерского пульта.

Фотки

1. Парвоз Гр-211 с пассажирским поездом прибывает на ст. Березки (обратите внимание, поезд идет по часовой стрелке):


2. Сейчас движение осуществляется против часовой стрелки. Справа, на пустующем месте (за юным железнодорожником) организован тупичок, в котором на момент нашего визита покоился ТУ2-126:


Белое здание с красной полосой - это локомотивное депо. Справа от него будет построено вагонное депо (тупики на путях к нему видны на фотке). 3. Вот так ТУ2-126 выглядел когда-то, еще совсем юный и по-другому крашеный:


4. Вот так прибытие поезда на станцию Березки выглядит сейчас (правда не с платформы):


5. А с другой стороны и вид другой:


6. "Ветерок" проходит пл. Юннатская. Михан провожает его взглядом:


7. "Ветерок" прошел платформу Пионерская (она видна сзади). Кто знает, может в следующем году такого вида в Новомосковске уже не будет:


8. "Ветерок" заходит в кривую, проходит ее и уходит на станцию "Березки" (фоткал Михан):

P1310520-Edit.jpg





9. Часы на привокзальной площади - гордость станции "Березки":





10. Диспетчерский пульт, ст. Березки:


Пара фоток для взрослых


P1310496-Edit.jpg

P1310497-Edit.jpg

Популярные сообщения