К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Первый визит к Михайловским крокодилам

Эпопея с очерком об истории транспортного управления Михайловского горно-обогатительного комбината для альманаха "Локотранс" постепенно подошла к своему финалу: статью отрецензировали на комбинате и она в принципе готова к публикации.

Была проделана большая работа, перерыт Интернет, прочитана пара книг и несколько статей, два дня с Володей провели, как говорится, "в поле" - общались, фотографировали, записывали и снова общались. Это первая статья, которой я почти доволен.

Тем более приятно, что мы сделали ее в год, когда транспортное управление Михайловского ГОК будет праздновать свое пятидесятилетие. В связи с этим мне показалось, что пришло время вспомнить, с чего все начиналось, чем продолжилось, какие впечатления были пережиты, да и вообще :)...

А началось все пару лет назад, когда я случайно на Паровозе наткнулся на фотографию тягового агрегата ОПЭ1А в карьере Михайловского ГОК. Тогда мне это показалось жутко далеко, но этот внеземной вид засел где-то глубоко в душе. Но когда до меня дошло, что Железногорск - это всего пара сотен километров от Брянска, в котором я бываю чуть ли не по нескольку раз в году, вопрос был решен однозначно - заехать хотя-бы одним глазком посмотреть нужно пренепременно!

Такая разведка боем состоялась 26 июля прошлого года. Вот о ней (с небольшими технологическими комментариями) для начала и расскажу.

План был такой. В тот день я возвращался из Брянска в Рязань. Обычно по этому маршруту я езжу через Карачев на Орел и дальше по кратчайшему пути. А в этот раз решил сделать небольшой крюк и двинуть через Комаричи на Железногорск, а затем через Орел и потом по традиционному маршруту.

Такой крюк дает лишних километров 150 и с учетом посещения карьера проигрыш по времени часа в три - три с половиной. Киевская трасса в том направлении оказалась магистралью вполне безлюдной и весьма прилично сохранившейся (местами до сих пор удар уже буржуйских покрышек держит еще Хрущевский бетон). В общем, выехав пораньше, в полдевятого утра я уже был на смотровой площадке карьера.

Первые впечатления от увиденного были просто неописуемые. Огромное пространство, на протяжении которого человеком были открыты дневному свету земные богатства. Огромная дыра в земле, напичканная разными механизмами, которые на первый взгляд кажутся по-игрушечному маленькими, но когда удается сопоставить размеры и растояния, накатывает вторая волна восторга: экскаваторы размером с многоэтажку, машины с колесами в два человеческих роста и тяговые агрегаты - собственно первоначальный повод для визита...

В общем более грандиозного памятника человеческому труду и целеустремленности трудно представить.

1. Смотровая площадка находится ровно на западной бровке карьера, поэтому во время первого визита сделать панораму мне не удалось. Но вот по этому снимку величие места можно оценить:

На переднем фоне огромная желтая махина - шаговый экскаватор драглайн. Драглайны в настоящее время являются основными машинами, использующимися для снятия вскрыши - пород, покрывающих руду и железистые кварциты. Это довольно мощный слой самых разнообразных пород, включая песок, глину и разные известняки. Что-то из всего этого дела вывозится в отвалы, что-то используется в сопутствующем производстве По Российскому законодательству если ты вырыл полезные ископаемые, то должен им найти применение или хранить до тех пор, пока им это применение не придумают.

Кстати, по этой фотке можно судить о толще вскрыши - железистые кварциты и руда начинаются только там, где справа глубоко внизу виднеется красного оттенка порода и буровая установка подрывников.

2. В самом начале строительства карьера на вскрышных работах активно использовались роторные экскаваторы производства ГДР. Их было две штуки и назывались они по-простому: "Михайловка-1" и "Михайловка-2". Вроде как один жив до сих пор, но используется не на карьере, а на погрузке конечной продукции комбината, но в этом я не уверен. Но в былые годы в карьере они выглядели вот так - огромная махина и конвеер, транспортирующий вскрышную породу в отвалы:

3. Но эти монстры тяжелого машиностроения не выдержали конкуренции с промышленным железнодорожным транспортом. Параллельно с роторами на вскрыше сперва использовались брянские ТЭМ-ы:

4. Затем на смену ТЭМ-ам пришли чешские электровозы 21ЭМ:

5. Одно время на вскрыше даже поработали "ласточки" ТЭ3:

6. Но в конце концов основной движущей силой Михайловского карьера стали днепропетровские тяговые агрегаты ОПЭ:

 

7. Левый ОПЭ думпкарами вперед вывозит вскрышу в отвал, правый заходи на погрузку:

8. Еще один порожняк идет к одному из дальних драглайнов:

9. Как я уже говорил, вскрыша снимается драглайнами. А потом сразу грузится в думпкары. Поэтому когда состава нет, драглайн простаивает:

10. Смотреть, как драглайн грузит думпкары - истинное удовольствие. Глядя, как экскаватор буквально за минуту заполняет думпкар (вместимостью 105 тонн, между прочим), поражаешься ювелирности работы машиниста драглайна - он кидает ковши вскрыши в кузов думпкара примерно с той-же скоростью, которой мы подносим ложку ко рту, когда едим суп:

Технология прямой погрузки вскрыши драглайнами в железнодорожный состав впервые была освоена на Михайловском ГОК, а уже затем получила распространение на других предприятиях.

11. А на дне карьера в это время вовсю кипела жизнь. Вот идет добыча железной руды:

12. "Вертушка" стоит под погрузку на усреднительном складе (что такое усреднительный склад и как он связан с добычей руды, я писал раньше):

13. Путейцы неспешно куда-то чухают на распахнутой ТЭМ-ке (о путейцах и пути стоит, пожалуй, отдельно рассказать):

14. Когда я отъезжал от смотровой площадки, то сфотографировал вот такой знак:

Тогда он показался мне символом социалистического пафоса и я осбо не придал ему значения, но теперь вижу в нем конкретный смысл - он показывает технологический цикл карьера. Сверху драглайны. Они снимают вскрышу. Электровозы вывозят вскрышу и руду. Буровые установки прожигают стволы, в которые закладывается взрывчатка. Затем порода взрывается. Размельченная взрывом порода механическими лопатами грузится в карьерные самосвалы и вывозится на усреднительные склады, где грузится в "вертушки" и вывозится на комбинат. Карьер - это не так просто, как кажется с первого взгляда. Это очень-очень сложно.


Популярные сообщения