Гайворонская УЖД, день первый: из Рудницы в Гайворон

Рудница – это небольшая станция, с виду мало чем отличающаяся от множества других себе подобных станций: классический вокзал, две платформы, грузовая площадка, заваленная свежеспиленным лесом.

Но есть у нее одна особенность, которую не увидишь из окна проходящего мимо поезда: аккурат за вокзалом, вдоль ширококолейной станции, располагается станция узкоколейная. А с нее ходит пригород на Гайворон. Поэтому самый простой способ добраться до Гайворона – доехать до Рудницы (Москва – Одесса нам в помощь), а потом – 4 часа через поля, леса, луга по самой, пожалуй, красивой в мире узкоколейке.

На этом месте может возникнуть справедливый вопрос – а зачем вообще нужно добираться до Гайворона? Но позвольте я отвечу на него чуть позже.

Итак, наш поезд прибыл в Рудницу без малого в три часа дня. Мы выгрузились и сразу подались на вокзал за билетами до Гайворона.

Вокзал внутри оказался почти пустым.Буквально две-три группы таких же транзитников, как мы: женщина с двумя дочками, пара молодых парней… Никаких ларьков с шоколадками-пивом-газетами, только лавочки для ожидающих своего поезда. Тихо, чисто, просторно и уютно.

На мою просьбу продать взрослый и пару детских до Гайворона женщина в кассе попросила подойти минут через 10 – 15. Я не стал настаивать, поскольку до поезда оставалось еще минут 50. Это уйма времени. И только мы отошли от кассы с мыслью пойти поискать, где тут узкоколейка, как за огромным вокзальным окном что-то загремело. А потом мимо медленно прошел ТУ2, затем, замедляя скорость, старый темно-синий «Пафаваг». К тому моменту, когда в окне показался второй вагон, поезд остановился. И тут же из него быстро (еще бы – почти 4 часа в пути) начали выгружаться прибывшие пассажиры – кто налегке, кто с сумками-мешками-котомками.


И тут мы придумали, куда девать время. Мы пошли смотреть ТУ2.


К тому моменту, когда мы вышли на привокзальную площадь, отделяющую узкоколейные пути от здания вокзала, она уже была пуста. Народ крайне быстро разошелся кто куда, а тепловоз отцепился от Пафавагов и сменил путь в стремлении перецепиться на движение в сторону Гайворона.

В моей системе эстетических склонностей ТУ2 не является самым красивым узкоколейным тепловозом. С какой стороны ни глянь – он практически прямоугольный. Исключение составляют разве что лобовые стекла, как будто вдавленные под углом в корпус малыша. Если бы не они, то можно было бы смело назвать его буханкой на колесах. Но, не смотря на всю эту дизайнерскую простоту, есть в нем какая-то огромная сила притяжения, которая влечет к нему и при виде этого неуклюжего, рычащего как трактор, малыша вызывает прямо по-детски непосредственный восторг. Трудно объяснить, чем это вызвано. Может подсознательными детскими воспоминаниями о прогулках по детской железной дороге, а может осознанием того, что потихонечку уходят они от нас и осталось их уже совсем немного.


Тем временем тепловоз прицепился к вагонам, заглушился, а бригада ушла куда-то в здание вокзала.



Купив билет, мы вернулись к нашему поезду. Проводник, веселый общительный мужик лет 45-ти, на наш вопрос, когда будет посадка, ответил: «Да прямо сейчас садитесь, но только в последний вагон, в первый не надо». Первый вагон так и поехал пустым.



Не буду рассказывать, как мы ехали почти четыре часа. Поезд то шел лесом, причем так, что ветки хлестали по окнам, а в форточки влетали обрывки листьев, то лес отступал и сменялся полями кукурузы и подсолнухов.

Иногда поезд останавливался. Но не всегда можно было понять, что это за домик возле дороги – станционное здание или чей-то жилой дом: палисадник, цветы, по побеленным стенам расползся вьюн, скамеечка под грецким орехом.


На одном полустанке в полях локомотивная бригада с мешками и проводником ломанулась за кукурузой. Некоторые пассажиры последовали их примеру. Через несколько минут машинист с помощником вернулись и дали гудок, извещая «добытчиков» о скором отправлении. Народ оперативно вернулся и поезд пошел дальше. Интересно, сколько лет этой традиции собирательства...


В какой-то момент мы прибыли в Бершадь. Стоянка ожидалась очень долгой – порядка 15 - 17 минут. Сидевшая по соседству с нами женщина и две ее дочки пошли за мороженым, а мы от нечего делать решили пофоткать тепловоз.


Пока мы вошкались туда-сюда, подозрительно наблюдавший за нами дежурный по станции направился в горловину со стороны Гайворона и открыл семафор (к слову, семафоров на Гайворонской УЖД бесконечное множество и многие из них являются действующими). Я было подумал, что это нас собираются выпускать на перегон, как со стороны Гайворона показался еще один пассажирский состав. Дежурный по станции направился ему наперерез, а мне ничего не оставалось, как запечатлеть этот момент.

Уже потом, когда мы поехали дальше, я, рассматривая сделанные фотки, понял, что мне довелось сфотографировать момент передачи машинистом дежурному по станции жезла от перегона Бершадь – Гайворон. Я был доволен собой. Согласитесь, довольно редкое явление в наш век автоблокировок и компьютерного управления движением.


В Гайворон, уставшие, но довольные, мы прибыли около 8 часов вечера. Заселились в гостиницу (трехзвездочную по местной классификации), располагающуюся точно напротив локомотивного депо, и принялись активно отдыхать – смотреть мультики и спать. На следующий день с утра пораньше нам предстояло ехать в Голованевск.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Егорьевский рудник

Песчаный карьер в Великодворье

Мечта про шахту

Кофе и экскаватор

Обжиговые печи цементного завода в Вольске