Коготково - Вослебово - Коготково

Гудок тепловоза. Какой-то совсем тихий, глухой, как будто вообще Бог знает где. В голове даже проскочила мысль: " Ну вот, через пару минут приедут".

Но Василич как по сигналу поднялся из-за своего стола со словами:
- Ну что, прибыли, пойдем. Не будем машину держать. - и вышел из кабинета. А мы следом за ним - темным узким коридорчиком, мимо диспетчерской с ее шипящей радиостанцией, прямиком на станцию, где уже действительно стояла "шестерка" с парой порожних вагонов.


Итак, дело было 14 мая этого года, погода была пасмурная, мелкий дождик прямо срывался с кромки плотных низких облаков, а мы, переходя пути, направлялись к ТГМ6А-2398, на котором нам предстояло доехать до Вослебово, а затем вернуться назад в Коготково.

Тем временем Василич уже достиг тепловоза и начал договариваться с машинистом о том, чтобы он нас взял с собой в рейс. Признаться, я не слышал этого разговора. Мы немного замешкавшись, отстали от нашего провожатого, а тепловозный дизель гремел так, что любой звук вокруг терялся в этом грохоте как в бездне. Но вот Василич жестом подзывает нас и дает команду на посадку. Мы готовы ехать.


Иван и Николай


Иван и Николай - это наша локомотивная бригада. Иван - это машинист, Николай - помощник. Иван - старший брат Николая. Да, бывает и так - в некотором роде семейный подряд или династия вширь - даже не знаю, как правильнее сказать. Но для Коготково ничего удивительного в этом нет, тут к династиям железнодорожников привыкли, их тут бывало не одна и не две. А чего ожидать от поселка, в котором чуть ли не одна улица, да и та носит название "Железнодорожная"?

Иван работает машинистом вот уже почти сорок лет. Я когда это узнал, даже восхитился - человеку не только довелось поработать на подъездных путях местных шахт, но и, вполне возможно, застать эру паровой тяги Скопинского ППЖТ:


Николай пришел на предприятие лет тридцать - тридцать пять назад. Начинал учеником слесаря, потом слесарил, в какой-то момент перешел в помощники машиниста:


Иван дает гудок и наш состав отправляется в сторону Вослебово. Наша цель - доставить два порожних вагона до Вослебово, забрать там вагон с углем для Побединских ветеранов-шахтеров и разгрузить его на площадке в Коготково.

Уголь для шахтеров - есть некоторый знак в том, что газификация никак не дойдет до шахтерских поселков Скопинского района. Пока получается так, что люди, посвятившие свою жизнь добыче угля, выйдя на пенсию, продолжают жить с углем...

Тем временем наш поезд подъехал к переезду. Иван притормаживает и дает протяжный пронзительный гудок. Машины замирают, пропуская нас в нашем неспешном движении от Коготково в сторону Скопинского стеклозавода. Пересекаем луг, форсируем мост через Старую Келец и продолжаем движение через поселок стеклозавода.

- А что, стекольный так и стоит? - спрашиваю я.
- А, все, с концами. Там... - и следует история о том, как этот несчастный стеклозавод делили, банкротили, выкачивали из него деньги, выгоняли на улицу людей, и т.д., и т.п.

А мы тем временем движемся дальше, вдоль каких-то промышленных предприятий, проезжаем остатки какого-то здания у железной дороги. На мои расспросы, что это за домик такой был с узкими вытянутыми окнами, получаю в ответ - так ведь тут пост был, 4-ый километр. А в домике дежурный по станции сидел, да всякая путейская утварь хранилась.

Пока мне все это рассказывали, а я наблюдал, как за проплывающим мимо забором проплывающие мимо мужики разбирают какой-то подъездной путь, Иван опять прогудел, на что оживился Николай:
- Что там?
- Да опять у Семеныча собрались... - я смотрю, и действительно - справа по ходу у гаражей толчется толпа мужиков, человек наверное шесть.
- Бухают?
- Да вроде нет...

...

Вот так вот в каких-то бытовых разговорах и наблюдениях мы незаметно быстро доехали до входного светофора ст. Вослебово, где меня и ссадили с тепловоза - мне очень хотелось сфоткать, как наш поезд будет идти на Коготково.


У входного светофора


На самом деле до входного светофора я не доехал наверное метров 700, а то и весь километр, и высадился аккурат после моста через Верду. Мне очень хотелось "поймать" тепловоз на обратном пути в каком-нибудь интересном ракурсе, в интересном антураже.

Но антураж оказался вполне такой традиционный для нашей местности: ни гор, ни моря, просто огромный луг, рассеченный ровной стрелкой насыпи железной дороги и ограниченный слева каким-то не то лесочком, не то скрывшимся под сенью деревьев поселком. А справа, метрах в ста от насыпи, возвышалось нечто, с виду напоминующее огромный холм, срезанный метрах в 10 от основания, благодаря чему наверху получилась огромная ровная площадка. Как мне позже объяснили, раньше в этих краях дислоцировалась какая-то армейская часть, а эта площадка была ее полигоном. Но не суть.


Я вылез на шпалы и пошел в том направлении, куда уехал тепловоз - туда, где торчал одинокий перекошеный старичок-светофор, а пути упирались в активный кустарник. Походив туда-сюда, полазав под насыпь - на насыпь - под насыпь - на полигон, я ничего более умного придумать не смог, кроме того, что остаться на насыпи и ждать хождение "шестерки" назад.

Для предприятия этот перегон имеет определенную историческую ценность: он был построен в 22-м году, после чего вывоз угля начали осуществлять через Вослебово. А до того паровозы, груженые местным минералом, лезли в гору на Брикетную. Это было весьма энергоемкое занятие, сопровождавшееся регулярными сходами подвижного состава. А с Вослебово все проще - равнинная местность, да к тому же наличие этого перегона позволило разрабатывать месторождения в окрестностях поселков Октябрьский и Комсомольский. И до начала 70-ых тут ходили паровозы.

Глядя вдаль, туда, где подъездной путь Скопинского ППЖТ идет параллельно Сызрань-Вяземской дороге, а чуть выше на север убегает ветка в сторону Новомичуринска, так и представляется какая-нибудь ЭМ-ка с составом порожняка, выбирающаяся из зарослей со стороны Вослебово, проходящая затем старый покосившийся светофор и ползущая на меня.

Но выползла не ЭМ-ка, а долгожданная "шестерка":


Поровнявшись со мной, тепловоз притормозил.


Я залез на площадку и мы тронулись дальше.

Пока Иван с Николаем форсировали очередные переезды и приветствовали встречающихся по пути знакомых, Михаил, наш составитель (дядя Миша) сделал мне предложение, от которого сложно было отказаться:
- Серег, поехали с нами на разгрузку. Там ща такая пылища будет, во что надо сфотографировать!

Естественно мы не смогли от такого отказаться. Особенно если учесть, что о пылище в разгрузку нам уже говорили раз наверное пятый.


Дядя Миша


К моменту этой поездки я уже был знаком с дядей Мишей. И в самом начале, когда мы шли к тепловозу, дядя Миша, соскочив с тепловоза, пробегал мимо нас в контору, бросив на ходу: "О, Серега, привет! С нами кататься поедете?".


А познакомились мы с ним за пару недель до этого визита, на первомайские праздники. Направляясь на старые шахты искать плод фантазий пентагоновской разведки, мы заехали в Коготково. А когда вышли на станцию, нам повстречался мужик с тяпкой, который с ходу так поинтересовался: "А что вы тут ищете?". Это и был дядя Миша.

Дядя Миша работает на предприятии уже четвертый десяток лет. Несколько раз его отмечали как лучшего составителя, писали о нем заметки в местной районной газете. Когда-то от предприятия ему дали квартиру, в которой он сейчас живет. А еще у него есть небольшой огородик метрах в пятидесяти от станции и надежда на то, что те два года, что ему остались до пенсии, предприятие все-таки сумеет выжить. И абсолютно оправданная гордость за своего сына.


На Коготково


Прибыли на станцию.

Для того, чтобы загнать вагон на эстакаду, необходимо перецеплять вагон. Маневровая бригада в полном составе приступает к работе - без спешки, но очень методично и точно.

Отцепляют тепловоз:


Перегоняют его: 



И опять цепляются к вагону:

 

А затем медленно, вагоном вперед, через всю станцию движемся на эстакаду:


Тем временем под эстакадой уже стоит погрузчик, дожидается нас:


Затем, когда вагон выведен на нужную позицию, тепловоз отцепляется и уходит от вагона метров на 200 - 250:


Зачем так делают, становится понятно сразу, как только начинается разгрузка:


Когда пыль улеглась, за дело взялся погрузчик:


А тепловоз медленно, словно на цыпочках, стал возвращаться к вагону:


Затем вагон вывели с эстакады и те мужики, что его разгружали, стали вениками обметать его ходовую часть. Как объяснил дядя Миша, за возврат грязного вагона РЖД налагает штраф. Поэтому кому-то приходится поработать веником. А тем временем Николай осуществлял какие-то манипуляции в капоте тепловоза:


Затем наш небольшой поезд вернулся на станцию. Мужики пошли получать зарплату, а мы всех поблагодарили, сделали фото тепловоза на память:


И поехали домой.

P.S.: В качестве бонуса - древний снегач:


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кофе и экскаватор

Волков отгонять

Егорьевский рудник

Песчаный карьер в Великодворье

Ряжск железнодорожный