Егорьевский рудник

Таксист

- Рязанский говоришь? Как же тебя сюда занесло? - мужик лет пятидесяти на потрепанной Ладе, согласившийся подбросить меня до 88-го километра, оказался человеком весьма общительным и любопытным.

На мой ответ про то, что, мол, интересуюсь историей техники, ездил в музей, что там много всего интересного про абзетцеры, которые работали на Подмосковном горнохимическом комбинате, он ответил вопросом: - Историей экскаваторов, говоришь, интересуешься? Хочешь расскажу?

И поведал такую байку: приключилась она то ли в конце 90-ых, то ли в начале 2000-ых. Некоторая группа бойких парней решила воспользоваться тем, что на одном из карьеров приостановили работы. Они задумали украсть ковш драглайна - а стоит он очень больших денег. Была проведена большая предварительная работа - найден тягач, кран - в общем все, чтобы провести демонтаж, погрузку и вывоз ковша. Даже нашли заинтересованных лиц на комбинате, которые должны были посодействовать акции.

Но информация просочилась и дошла до одного мужика (то ли начальник карьера, или что-то типа того), старого горняка и человека, не равнодушного к судьбе предприятия. Он со своей бригадой выдвинулся в карьер, загнал бульдозер под драглайн, а потом окопал экскаватор такой траншеей, что добраться до него тяжелой техникой стало попросту невозможно.

А когда колонна бойких парней прибыла, он послал их на хер. И стоял бригадой до тех пор, пока те не убрались прочь. Такая вот история.

Таксист не называл ни фамилии, ни места событий. Но после этой байки как-то опять подумалось о том, что в горном деле слабакам не место.


Начало

Для меня вся эта история началась с фотографии, на которой ТЭМка с думпкарами стояла на погрузке под огромным абзетцерем Takraf:


Согласитесь, картина уникальная и завораживающая. Но мне очень хотелось посмотреть на это вживую. Хотелось видеть, как эта громадина вгрызается в землю, порода грузится в думпкары и буквально за несколько минут состав загружается, а ТЭМ-ка, натужно рявкнув дизелем, выводит его из карьера. Это мечта, с которой начался мой интерес к Подмосковному горнохимическому комбинату.

Но на тот момент, когда я впервые увидел это фото, все это мне представлялось как некоторая странность, заключающаяся в том, что Бог весть каким образом карьер в глуши Подмосковной мещеры надыбал огромную машину, аналогов которой в средней полосе точно не сыскать.

Уже потом, когда я начал копать тему с Takraf-ом, я наткнулся на информацию о паре комплексов Bukau, до недавнего времени законсервированных где-то в лесу под Воскресенском. И осознание того, что на относительно маленьком пятачке земли, где-то в лесах, совсем недавно была такая высокая концентрация сложной уникальной техники, наводило на мысль о том, что вот-вот откроется что-то огромное и потрясающее. Предчувствие открытия чего-то непознанного, а от того манящего.

Немного покопавшись в Интернете, удалось найти информацию о том, что и абзетцер, и карьер принадлежат ЗАО "Кварцит”. Потом был сложный разговор с генеральным директором, в результате которого мы договорились о встрече.


Егорьевский рудник

Встреча была назначена на 15-го ноября 2011-го года.

Дорога в тот день была адская - дня за два до того навалило снега, в ночь ударила оттепель, а с утра начало морозить и трасса М5 прямо на глазах стала превращаться в ледовую дорожку. В итоге от Рязани до Фосфоритного я ехал часа 4. Последние несколько километров были в лучших традициях Мещеры: неширокая двухполоска, вихляющая между соснами. И на каждом повороте ждешь, что кто-то тебе вылетит в лобешник.

Но вот дорога выскакивает из леса в населенку и справа в глаза бросается постамент, увековечивающий горняцкую славу поселка, а чуть подальше - железнодорожный переезд.

Про горняцкую славу - это ни в коем случае не преувеличение и не для красного словца. В 1922-м году, после того, как геологом Александром Васильевичем Казаковым в этих краях была обнаружена фосфоритная руда, были начаты изыскательные работы, а уже в 23-м основан Егорьевский фосфоритный рудник. Получается, что в следующем году Егорьевскому руднику исполнится 90 лет.

В том-же 23-м году на месте бывшего имения купца Клопова начал строиться горняцкий поселок, получивший название Фосфоритный.


Развивался Егорьевский фосфоритный рудник крайне стремительно. Уже в 1926-м году на базе красильни купца Клопова была построена фосфомельница производительностью 12 тысяч тонн в год. К 1932-му году производительность рудника была увеличена в 2,5 раза, а к 1941-му выработка фосфомуки достигла 50 тысяч тонн, а выработка фосфоконцентрата - 100 тысяч тонн в год. В 1952-м году была построена новая фосфомельница производительностью 120 тысяч тонн в год, а к 63-му году выработка фосфомуки достигла 400 тысяч тонн в год.

В начале 60-ых Егорьевский рудник был объединен с Лопатинским и на их основе был создан Подмосковный горнохимический комбинат.


Дорога жизни

Проезжаю памятник, подъезжаю к переезду и теряю волю, завороженный увиденным:


Переезд расположен на подъездном пути, соединяющем промзону поселка Фосфоритный с железнодорожной веткой от Воскресенска до Егорьевска. Сейчас этот подъездной путь ширококолейный, а когда-то очень давно, в конце двадцатых, это была узкоколейка. В те времена поселок располагался в стороне от Егорьевской ветки (сейчас он уперся в нее боком) и местные жители для того, чтобы попасть на станцию (сейчас это остановочный пункт Рудниковская) были вынуждены идти несколько километров через лес. А поскольку в лесу водились волки, люди предпочитали ходить вдоль железной дороги.

Зимой, когда голод гнал зверье из леса, перед приходом на станцию поезда по узкоколейке пускали мотовоз, который своим шумом отпугивал волков и тем самым давал возможность людям спокойно добраться до поселка.

В наши времена былых мотовозов тут не встретишь, по рельсам ездит техника побольше. Да и волки теперь другие: года три назад барыги попытались зимой разобрать участок дороги жизни - так местные жители называют промышленную ветку, соединяющую Фосфоритный с Лопатинским. Тогда хищение удалось предотвратить. Но с тех пор руководство ЗАО "ЖД Цех" (это предприятие обслуживает подъездные пути ЗАО "Кварцит") приняло решение гонять по ветке дежурный тепловоз с бригадой здоровенных мужиков, чьей задачей является охрана дороги от мародеров. Иными словами, "гоняют волков". В каком-то смысле история сделала свой виток.


ЗАО "Кварцит"

В конце концов я добрался до "Кварцита".

Не смотря на то, что зимой добыча кварцевого песка не ведется, жизнь на предприятии била ключем: что-то гремело, рычало, грузовики под элеватором выстроились в очередь и грузились один за другим. Но меня в тот момент это мало интересовало. Мне предстоял разговор с генеральным и главным инженером.

Вот в этом месте наверное стоит поделиться своими впечатлениями. Дело в том, что в последнее время те предприятия, к которым я проявлял интерес, преимущественно находились в сложном финансовом и техническом положении. Начитавшись в Интернете про порезанные на лом Bukau (которые, как оказалось, к "Кварциту" не имели никакого отношения), от "Кварцита" я ожидал чего-то похожего - упадка и разрухи. Но на поверку все оказалось совсем наоборот: предприятие твердо стоит на ногах, а среди потребителей его продукции ("Кварцит" в настоящее время продает пять видов формовочных песков) числятся весьма крупные компании. Между прочим, одно время песок, добываемый под Фосфоритным, использовался в производстве стеклотары для "Балтики".

В настоящее время предприятие является градообразующим для двух поселков Воскресенского района: Хорлово и Фосфоритный.

Это все хорошо, но как на предприятии появился Takraf? Здесь все оказалось очень просто. В 1989-м году на замену комплексов Bukau Подмосковным горнохимическим комбинатом были приобретены абзетцеры Takraf. Один из них был передан на Егорьевский промузел (пос. Фосфоритный).

В начале 90-ых комбинат был упразднен, а на его основе было создано производственное объединение "Фосфаты". Когда в 97-м было принято решение разрабатывать месторождение кварцевых песков, расположенное под пос. Фосфоритным, решили выделить из "Фосфатов" Егорьевский промузел и на его основе создать ЗАО "Кварцит". Так Takraf попал на "Кварцит" и в итоге был смонтирован на 12-м карьере (где сейчас и находится).


Мужики

История "Кварцита" - это история становления и борьбы за жизнь. Предприятие было основано в не самые благоприятные для отечественной промышленности времена. Волна оптимизма, вызванного надеждами на хозрасчет и рыночные отношения к тому времени схлынула, унеся с собой множество крупных и, казалось бы перспективных, заводов и фабрик, а сельское хозяйство уже начинало зиять черными глазницами выбитых окон заброшенных деревень.

Но мужики сумели поднять предприятие и найти ему место под Солнцем. У них есть планы на будущее и они знают, как их достичь.

И знаете, я так скажу: когда видишь перед собой генерального, который начинал свой трудовой путь в карьере и поэтому знает свое дело от и до, как-то начинаешь восхищаться этим человеком. Даже если он относится к тебе с легким недоверием.


Старая карта

Та первая поездка обрушила на меня вал информации. Именно тогда я услышал такие слова, как "Подмосковный горнохимический комбинат", ПО "Фосфаты", абезтцеры Любек и экскаваторы Menck. Но те впечатления, которые все это произвело на меня, померкли в тот миг, когда я вошел в кабинет главного инженера.

У него на стене висела карта. Нет, не так - КАРТА:


Нет, я конечно перед поездкой смотрел космоснимки местности, но они не передают в полной мере того масштаба горных работ, которые велись в Воскресенском и Егорьевском районах Московской области. За историю промышленного района было разработано порядка пятнадцати карьеров, построена огромная сеть промышленной железной дороги (одних магистральных путей более сорока километров).

Огромное горное хозяйство, оснащенное по последнему слову техники своего времени.

Переступив порог кабинета, я в полной мере осознал истинные масштабы той темы, к которой мне довелось прикоснуться.

Продолжение наверное последует

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Тяговый агрегат ОПЭ1А

ТЭМ2

Угольный разрез у села Петрушино

Станция Ясаково

Маневровый и буксиры