К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Дудоровская ветка

Идея поехать на ветку Брянск - Еленский родилась давно. Причиной тому стали семафоры, сохранившиеся на станции небольшого поселка Теребень в Калужской области. Интересно было вживую увидеть эти жутко редкие артефакты на дороге, на которой еще сохраняется движение и находящейся под ведомством РЖД.

Мы (я и kors13) начали готовиться к поездке и изучать материалы, связанные с этой железнодорожной веткой. Однако в начале этого года стали появляться слухи о том, что в марте начнутся работы по разбору дороги. Как известно, дыма без огня не бывает. Да и тот факт, что участок Еленский - Дудоровский уже года два, как разобран, оптимизма не прибавлял.

Поездка была запланирована на 21 - 22 марта 2009-го года (это были соответственно суббота и воскресенье) - дни начала весенних каникул и поэтому отличный повод для меня передислоцироваться в Брянск. За неделю до запланированной поездки мы позвонили на станцию Брянск-Орловский, чтобы уточнить расписание движения поезда Брянск - Еленский. Дежурная в справочной, сообщив нам расписание, добавила: "Позвоните пожалуйста дня за два до поездки, уточнить. А то ветку могут закрыть для проведения работ". Каких именно работ, она не уточнила.

А между тем эта дорога существует уже почти девяносто лет. Хвастовический и Ульяновский районы Калужской области традиционно богаты лесом, торфом и стекольным песком.

В начале прошлого века пос. Еленский был небольшим городским поселением, в котором располагался стекольный завод, а в Дудоровском в 20-ых годах активно велся промысел леса. Стране, разоренной гражданской войной, были нужны ресурсы.

Строительство хозяйственной дороги должно было способствовать экономическому развитию районов. Поэтому решение советской власти соединить железной дорогой расположенные в труднопроходимых местах Еленский и Дудоровский с близлежащим крупным транспортным узлом выглядит довольно логичным.

Дорога была построена предположительно в 20-ых годах прошлого века. Сложно сказать, как она пролегала в те времена, но сейчас она берет свое начало со станции Полпинская (поселок Большое Полпино) Брянского отделения Московской железной дороги. Дальнейшая ее траектория вряд ли существенно поменялась за долгие годы существования.

В настоящее время с развитием сети автомобильных дорог железнодорожная ветка потеряла свою экономическую актуальность. Однако раз в сутки с первого Брянска до Еленского и обратно по ней ходит поезд в составе маневрового локомотива и одного пассажирского вагона.

21-го марта, примерно в половину девятого утра, мы приехали в Теребень. Въезжая в этот поселок, не заметить железную дорогу просто невозможно: прямо после знака границы населенного пункта следует переезд и справа в глаза бросается входной семафор со стороны Полпино.

Мы вышли из машины и первое, что меня поразило - это почти абсолютная тишина и ощущение, будто за тобой следят десятки глаз. Это вполне обычное чувство, кода попадаешь в маленький поселок, где все всё обо всех знают и к которому я никак не могу привыкнуть. Как бы то ни было, мы направились в сторону Еленского, ожидая увидеть там еще один семафор. Надо сказать, наши ожидания оправдались.

Крыло семафора в западной горловине (со стороны Брянска) станции Теребень

Пока мы любовались семафором со стороны Еленского, на первом Брянске немногочисленные пассажиры сели в едниственный вагон поезда Брянск - Еленский, который в 9 часов утра тронулся в путь. Пройдя Рижский пост, он довольно быстро достиг станции Большое Полпино и свернул на восток, в поселок.

Дудоровская ветка в Большом Полпино. На фоне - корпуса Брянского фосфоритного завода

Грузо-пассажирский поезд №956 Брянск - Еленский проходит пос. Большое Полпино. Справа вдали - останки Брянского фосфоритного завода

В советские времена поселок Большое Полпино был довольно крупным промышленным населенным пунктом. Тут работал фосфоритный завод, от которого на карьеры была проложена электрофицированная узкоколейка. Сейчас от нее остались только опоры ЛЭП. Сам завод зияет дырами выбитых окон. Да неподалеку от него в карьере гниет огромный экскаватор.

В настоящее время в поселке вроде как работает керамзитный завод и новодел - завод "Русские окна". Оба эти предприятия используют железнодорожную ветку для вывозных работ. Огибая фосфоритный завод и заросшие горы грунта (по всей видимости вывезенного с фосфоритных карьеров), дорога через поселок направялется к Малому Полпино, а оттуда на Журиничи.

Тем временем мы вернулись на станцию. Здание станции - небольшой деревянный домик, аккуратно покрашенный и ухоженный.

Фонарь у двери станционного дома

Здание станции Теребень

Начальник станции была уже на месте. Она встретила нас настороженно, но в целом дружелюбно. Поговорив с ней по душам, мы отправились повнимательнее осмотреть станцию. Точнее то, что от нее осталось. На станции есть перрон с аккуратно нарисованной габаритной линией и обгонный путь.

Пассажирска платформа (вид со стороны Еленского)

Путь к ангару (или какому-то складу) сохранился, но стрелка на него демонтирована.

Слева санционный дом и платформа, справа - путь к ангару, в центре - место, на котором раньше была стрелка

Пройдя дальше в сторону Полпино, за переездом мы обнаружили остатки тупика (который зачем-то был огорожен колючей проволокой) и ветку на заброшенную стройку какого-то промышленного предприятия - признаки того, что в доперестроечные времена жизнь в этом небольшом поселке бурлила в полную силу.

А пока мы лазили по обледеневшему снегу, ожидаемый нами поезд добрался до Журиничей.

В историю Журиничей эта железная дорога вошла прочно, даже навсегда. Дело в том, что во время Великой Отечественной в тех краях (Полпино - Журиничи) действовал довольно крупный партизанский отряд. Немцы пытались использовать ветку Брянск - Дудоровский для вывоза леса (который хранился в больших количествах на складах на всем протяжении дороги). Кроме того, дорога была крайне удобна фашистам для переброски войск на Московское направление.

Поэтому немцы пытались на всем протяжении оккупации поддерживать дорогу в рабочем состоянии, а партизаны совершали крайне дерзкие вылазки, пуская под откос эшелоны, взрывая мосты на 11-м и 28-м километрах дороги, уничтожая караульные роты. Особенно ожесточенные бои между партизанами и оккупантами за контроль дороги велись в дни Курской битвы.

Любые попытки фашистов уничтожить отряд оказывались безрезультатными - партизаны, неся минимальные потери, уничтожали карателей в огромном количестве. В результате немцы "отыгрались" на местном населении. Они ворвались в Журиничи, Зайцевы Дворики, Бежань, Горелково и другие близлежащие населенные пункты и расстреляли всех местных жителей, которые не успели укрыться в лесу. А затем сожгли все, что можно было сжечь. От поселков остались только дымящиеся развалины, да закопченые печные трубы.

Но даже не смотря на такие зверства им не удалось установить контроль над дорогой вплоть до Курской битвы. Пройдя Журиничи, дорога движется дальше на северо-восток.
По топям и труднопроходимым лесам она наконец-то достигает первоначальной цели нашей поездки - поселка Теребень. Как я уже говорил выше, этот небольшой населенный пункт получил широкую известность в кругу любителей железной дороги благодаря двум семафорам, сохранившимся в восточной и западной горловинах станции. Причем один из семафоров, тот, что в горловине со стороны Полпино, находится в рабочем состоянии.

Примерно в 11 часов мы вернулись к семафору со стороны Полпино и начали готовиться к встрече поезда, который по нашим рассчетам должен был прийти с минуты на минуту. Пока мы топтались вокруг семафора, начальник станции вышла из своего домика, неспешно дошла до переезда и начала крутить лебедку. Крыло семафора медленно, со скрипом, поднялось вверх.


Пока мы лазили по станции и окрестностям в ожидании поезда, жизнь в Теребени после утренней вялости потихоньку начала набирать обороты

Не смотря на тишину, стоящую в Теребени, поезд появился почти внезапно. Мы ожидали далекого грохота и гула с последующим явлением тепловоза, однако все произошло совсем не так. Он неожиданно вынырнул из-за далекого поворота, показался в просеке и довольно шустро стал приближаться к поселку. Миновав входной семафор и переезд, локомотив подошел к зданию станции и остановился. За пять минут стоянки локомотивная бригада успела о чем-то пообщаться с начальником станции. А потом, свистнув, поезд направился на конечный пункт своего движения - Еленский.

Вот он, кадр, который я мечтал сделать...

Мы быстро собрались, подобрали двух своих брянских друзей, приехавших этим поездом, и быстро помчались в Еленский в надежде там встретить этот поезд. В Еленский мы приехали почти одновременно с поездом.

Он неспешно вынырнул из леса и остановился у небольшой платформы. Несколько человек, ожидавших его прибытие, оживленно двинулись к вагону. Началась разгрузка. Из вагона выходили люди, их оживленно встречали, кто-то вытаскивал мешки с чем-то визжащим и хрюкающим.

Разгрузка в Еленском, мешки хрюкают :)

Когда разгрузка закончилась, тепловоз отцепился от вагона и начал неспешно перецепляться для смены направления движения. Мы не стали ждать, когда поезд поедет назад. Ему предстояло почти четыре часа отдыха.

Вернувшись из Еленского в Дудорово, мы миновали переезд и остановились у обочины, чтобы еще раз взглянуть на эту затерянную среди лесов и болот железную дорогу. 84 километра, почти 90 лет радости, горя, отчаяния, мужества и надежды на будущее. Будет ли у нас возможность еще раз попасть в этот небольшой лесной поселок? Думаю, да. Сможем ли мы еще раз увидеть дорогу? Ответ на этот вопрос совсем не очевиден.

Мы бросили прощальный взгляд на переезд, на черный покосившийся забор чьего-то придорожного участка, на семафор, на рельсы, легкими зигзагами убегающие в чащу леса. Все. Путешествие закончилось. Мы сели в машину и направились на запад. От трассы Москва - Киев нас отделяло более шестидесяти километров сельских дорог...

Популярные сообщения