К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Вольские крокодилы

Как я попал в Вольск? О, я вам расскажу. Это ведь целая история.

Началась она два года назад с того, что я у кого-то в ЖЖ наткнулся на фотографии карьера Вольского цементного завода (того, который раньше назывался “Большевик”). И он не привлек бы моего внимания, если бы не один внезапный нюанс — вдоль железной дороги, ведущей в карьер, на фотографиях четко была видна контактная сеть. А теперь скажите пожалуйста, вы много знаете карьеров, расположенных в Средней полосе России, откатка из которых осуществляется электровозом? До того момента я знал только Пикалево.

Электрика — это хорошо. Но что там ездит? Ведь сеть могла быть и не действующей. Нужны были фотки подвижного состава. И гуглёж дал искомый результат: на одной из панорам карьера четко прослеживалась вертушка, ведомая крокодилом EL21. Вот это была конечно бомба. В каких-то пятистах с мелочью километрах от Рязани живые EL21 в совершенно потрясающем интерьере. Да еще по слухам (на тот момент) периметр карьера не охраняемый. Т.е. хотя бы с бровки можно поснимать, а то и спуститься маленько. В общем надо было ехать.

Но то одно, то другое, в общем в 11-м году было не до темы, в 12-м тоже выбраться не удалось. А потом было прекрасное знакомство с PR-службой концерна Holcim на тему визита на Щуровоцемент. И каково же было мое удивление, когда во время одного из созвонов по результатом той ходки мне предложили выбраться в Вольск. Это был подарок судьбы, не иначе.

Итак, карьерная железная дорога цементного завода “Большевик” (ныне — Holcim).
История самого завода берет свое начало в далеком 1897-м году, Принадлежал он Глухоозерскому товариществу по производству портландцемента.

Доподлинно не известно, в каком именно году появилась железная дорога, служившая для откатки сырья из карьера на завод. Известно лишь, что первоначально это была узкоколейка и до середины тридцатых годов прошлого века вагонетки по ней тягали вручную.


С одной стороны это был, конечно, адский труд. С другой — ручная откатка никак не способствовала созданию условий для роста производительности завода. Но местные умельцы нашли выход из сложившейся ситуации: они собственными силами построили электровоз:


Мне не удалось найти каких-либо подробностей о нем. Известно лишь, что собран он был из того, что смогли найти на предприятии. И это происходит в 1935-м году, времени индустриализации, когда другие предприятия оснащали по последнему слову техники.
Глядя на эту фотку, можно предположить, что базой для электровоза послужила телега вагонетки. И, судя по всему, электричество к нему подавалось по кабелю, который волочился за машиной.


Про работу железнодорожного транспорта и используемую технику в период с 35-го до конца 40-ых не удалось узнать совершенно ничего. Но известно, что где-то в преддверии 48-го года заводом было куплено два газогенераторных мотовоза.

Есть одна газетная фотография, на которой мотовоз стоит с вагонетками на погрузке:


После некоторых изысканий удалось выяснить, что это мотовоз Мгф производства финского завода “Локомо”. Более того, удалось установить номера машин: 14 и 15 (всего в СССР было поставлено 77 машин этого типа).

Надо сказать, они не прижились на предприятии — относились к ним небрежно, машины постоянно ломались, запчасти найти к ним было проблематично. Эксплуатационные характеристики этих локомотивов были не на высоте: зиму переносили плохо, на выходе из карьера буксовали. Да и был один момент, который, видимо усугублял положение и без того несчастных финских работяг. Дело в том, что в 47–48-м годах добыча сырья производилась на двух уступах. На первом уступе примнялись мотовозы, а на втором — электровозы. И электровозы показывали себя куда лучше мотовозов.

По имеющейся информации на втором уступе работало два электровоза, как минимум один из которых был собран силами коллектива автогаража из имевшихся на заводе агрегатов и деталей.

Есть одна фотография тех времен, на которой виден фрагмент электровоза. Правда не понятно, является ли он самодельным, или же это купленная машина:


Узкоколейка в карьере предприятия действовала примерно до начала 60-ых. А затем была проведена реконструкция хозяйства, в результате которой ветку перешили на широкую колею и сделали ее петлей.


А в качестве тяги были приобретены электровозы серии EL2 (известны номера 302, 303, 304).


Пожалуй, это все, что удалось узнать об истории карьерной дороги завода “Большевик” (Holcim). А теперь — самое время показать, как эта ветка выглядит в наши дни.

1. Свалка. Левый путь идет вдоль бункера, в который опрокидывают думпкары. Там, где стоят мужики в жилетках, можно увидеть стальные тросы. Ими фиксируют думпкары, чтобы они при разгрузке не улетали в бункер.



2. Лопата ЭКГ-5 в бункере для того, чтобы подавать сырье на технологическую линию:



3. Лопата ЭКГ-8. Здоровенная махина. Конкретно этот экземпляр стоит на погрузке вертушек.



4. Примерно вот так погрузочную площадку видит машинист электровоза, когда подает вертушку на погрузку:



5. Добыча производится довольно странным, но очень эффективным образом: на уступах работают лопаты, которые сваливают добытый материал вниз. А там он грузится в вертушки. Я такое первый раз видел. Вот, кстати лопата ЭКГ-8 на добыче:



6. EL21 на погрузке. Машина очень красивая, немец. Порода чувствуется. Отличный индустриальный дизайн с реверансом в сторону предков — крокодилов. Мощь в каждом уголочке корпуса. Машина может нравиться, может не нравиться. Но равнодышным к себе она не оставляет — это факт.






7. Погрузка. ЭКГ-8 на фоне думпкаров кажется не слишком большим. Но эти 105-тонные вагоны он заполняет буквально за несколько взмахов:



8. ЭКГ-8 на второй погрузочной площадке:



9. И еще одна пачка фоток “крокодила”, который с груженой вертушкой пошел на завод. Первая — это уже традиция. Попасть на карьер и сфоткать вертушку на пару с самосвалом — почти святое дело!




10. Еще одно интересное место — депо. На путях к нему стоит пара электровозов. Вот этот красавец свое уже отработал, сейчас его используют в качестве донора. Т.е. потихонечку разбирают по мере необходимости.



11. А этот зеленый товарищ еще живой и вполне бодрый, просто отдыхает:



12. Возле депо удалось повидать распакованную Volvo. Мужики что-то пытались с ней сделать, а мне показалось, что на фоне “крокодилов” она смотрится очень даже сильно, как будто пасть раззявила :)



Вот, пожалуй, и все, что могу я рассказать вам о железной дороге карьера цементного завода Holcim в Вольске.

Популярные сообщения