Локомотив Хельмана

Интерес проснулся вот с этой фотографии странного локомотива на фоне Эйфелевой башни:

Image

Видно, что это что-то времен границы между XIX и XX веками (посмотрите на фонари), но в целом дизайн машины довольно необычен для того времени.

На поверку оказалось, что это локомотив Хельмана (Jean Jacques Heilmann), один из трех, построенных для французской железнодорожной компании Chemins de Fer de l'Ouest в 1890-ых годах (первый прототип был изготовлен в 1894-м, а два остальных локомотива были собраны 1897-м году). Эти локомотивы можно считать прародителями современных локомотивов, использующих электрическую трансмиссию.

В 1890-м году Жан Жак Хельман зарегистрировал патент на локомотив с электрической трансмиссией. Идея Жана заключалась в том, чтобы создать локомотив для скоростного движения на электрической тяге, но при этом чтобы он мог работать на обычных, неэлектрофицированных, путях и обеспечивал плавность движения. И он придумал такую машину: паровой двигатель использовался для вращения генератора, который вырабатывал электрический ток, питавший тяговые двигатели, каждый из которых вращал свою ось (поезд состоял из трех вагонов на тележках и имел 12 ведущих осей).

Управление тяговыми двигателями осуществлялось с помощью реостатов и выключателей.

Строительство локомотива было начато в 1892-м году, а закончено в 1893-м. Создатель назвал свой пароэлектровоз La Fusée Électrique, что переводится как электрическая ракета (реверанс в сторону "Ракеты" Стефенсона).

Локомотив имел мощность порядка 600 - 800 лошадиных сил, обеспечивавшихся силовой установкой, состоявшей из двухцилиндровой паровой машины и генаратора постоянного тока мощностью 500 кВт (1200А, 400В), питавшего восемь осей локомотива (две тележки по четыре оси).

Испытания машины были начаты 2-го февраля 1894-го года. Было проведено несколько циклов, во время которых была проверена работа локомотива на разных скоростях в диапазоне от 50-ти до 70-ти км/ч. А 9-го мая того же года был проведен пробный пассажирский рейс, во время которого локомотив достиг скорости 107км/ч. По результатам проведенных испытаний La Fusée Électrique был принят в эксплуатацию и использовался в пассажирском движении.

Как показало время, La Fusée Électrique расходовал на 15% меньше угля, чем обычные паровозы. Но была и критика - машина была слишком сложная для своего времени, очень много весила (порядка 100 тонн) и стоила весьма не дешево.

В последующем на основе La Fusée Électrique были построены еще две машины (8001 и 8002). При той же концепции они имели некоторые технические отличия, включая измененный внешний вид (на первом фото как раз представлен 8001), и более высокие технические показатели. Так, во время испытаний с 250-тонным составом один из этих пароэлектровозов развил скорость до 100км/ч.









Интерес к этим локомотивам проявили многие железные дороги, включая Южную железную дорогу России. Но им не суждено было получить массовое распространение. Тем не менее свою роль в истории локомотивостроения они все-таки сыграли, став предшественниками современных дизель-электрических локомотивов и газотурбовозов.

Рекомендую статью, там достаточно подробно описана конструкция локомотива: http://www.aqpl43.dsl.pipex.com/MUSEUM/LOCOLOCO/heilmann/heilmann.htm.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Talgo I

Узкоколейка Егорьевского фосфоритного рудника

Угольный разрез у села Петрушино

Песчаный карьер в Великодворье

Электровоз NSB El 1