К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Люди на острове в лугах за Окой

- Вам сколько билетов?
- Мне один. А можно сразу туда и обратно взять?
- Нет, обратно мы отдельно продаем. А Вы что, просто покататься хотите? Имейте в виду, если Вы поедете, мы Вас там по-любому высадим - нас там толпа народу ждет, у нас все рассчитано.
- Раз так, то мне в один конец, мы там останемся до следующего рейса.

Обаянию светловыкрашенной женщины, стоящей у трапа теплохода с катушкой билетов, очень напоминающих старые автобусные, противостоять было крайне сложно. К тому же Володя уже погрузился на борт и был полон решительности попасть в село, для жителей которого ежегодный разлив Оки стал обыденным явлением, определяющим ритм жизни.

Цель нашей поезки - село за Окой с простым и понятным названием: Заокское.


Буквально 27-го марта я был у реки и по уровню воды было сложно сказать, что буквально через несколько дней, в ночь на первое апреля уровень воды подымется сразу на 83 сантиметра, а за последующие пару дней понтонный мост от Кремля на Остров удлинится на 15 метров. 1-го числа (в четверг) вечером состоялся первый теплоходный рейс до Заокского. А в пятницу на теплоходах вовсю готовились к прогулочным турам воскресного дня - их красили, мыли, развешивали спасательные круги, всячески прихорашивали. Оно и понятно - вслед за субботой приближался Праздник Святой Пасхи и желающим посмотреть на разлившуюся Оку отбоя не будет. Но прогулочные рейсы нас мало интересовали. Наш интерес был обращен к селу Заокское, куда мы и выдвинулись дневным рейсом в Праздник Святой Пасхи от пристани у подножия Кремля.

В 13-30 наш теплоход отшвартовался от пристани, развернулся и направился к Оке, минуя местную базу речного флота:


Неспешно, минуя огромную череду судов, кранов, дебаркадеров, всяких прочих плавсредств и даже сухой док, наш старенький "Москвич" наконец-то выбрался из Трубежа на широкие Окские просторы. Где-то в окрестностях этих деревцов должен быть левый берег Оки:


Наш теплоход взял курс на запад, против течения и, равномерно тыркая своим стареньким дизелем, направился в сторону Заокского. Специфика расположения Рязани такова, что Ока протекает вдоль города, нигде не попадая в его черту. Однако с реки городские пейзажи можно наблюдать. А еще можно наблюдать грузовой порт, уютно расположившийся в старом русле:


Народ, глядя, как мы фоткаем все подряд налево и направо, потянулся к мобильникам и начал откладывать в картах памяти замечательные Окские пейзажи:


А в это время справа по борту вода, сравнявшаяся с высоким берегом, образовала водно-травяную равнину, за которой виднелось село Шумашь:


Вот наконец-то мы добрались до последнего поворота, за которым должно показаться Заокское:


И действительно, вот она, справа по борту на горизонте появилась цель нашей поездки:


На берегу наш теплоход уже ожидали пассажиры и местные маршрутки:


Пока наш теплоход причаливал, со стороны села к нему спешил еще один трактор с пассажирами, украшенный портретом Владимира Владимировича:


Наш теплоход причалил, мы быстренько сошли на берег и началась погрузка отбывающих сельчан:


А между тем прибывшие грузились в прицепы и отбывали в село:


Тракторные чартеры от теплохода до села и обратно стали неотъемлемой колоритной частью местного половодья. Дело в том, что на выходе из села автомобильная дорога проседает буквально на метр - полтора на протяжении каких-то ста метров, в связи с чем каждый год село оказывается отрезанным от большой земли. Второе такое подтопление дороги, более глубокое, находится под Шумашью и оно окончательно ставит крест на автомобильном движении на Заокское в половодье. Единственным способом выбраться из Заокского на большую землю становится теплоход, но чтобы до него добраться, необходимо форсировать сто метров дороги, подтопленной почти на метр. И тут-то на помощь сельчанам приходят трактора:


Мы тоже грузимся в кузов и отправляемся в село:


По-хорошему перевозка людей в прицепах запрещена. Но поставьте себя на место сельчан - колхоз разорен, работа в городе, своей больницы нет. В таких условиях три недели изоляции от большой земли - это очень много. Местные, когда разговор начинается о запретах, вспоминают, как на тракторе вывозили из села роженицу, женщину с переломом шейки бедра, привозили врачей. Лет двадцать пять назад эти вопросы решала малая авиация, а сейчас - местные трактористы, для которых подбросить бригаду скорой помощи, застрявшую под Шумашью, в Заокское - дело совершенно привычное. Время такое - каждый выживает как может.


Меж тем народ, добравшись до села, выгружается и неспешно расходится кто куда:


А мы остаемся у переправы, поснимать возвращающиеся от теплохода трактора:






Я уже начал было заботиться о том, как бы убить три часа, которые у нас оставались до теплохода назад, но один из трактористов любезно согласился прокатить нас по селу и показать всякие местные достопримечательности.




Мы конечно противиться не стали, загрузились в кузов и поехали.


Что можно сказать о Заречном? Это довольно крупное село, аккуратное и ухоженное.


В целом село выглядит вполне современно - кирпичные дома, пластиковые окна. Но попадаются и такие вот симпатичные декоры:


Что сразу обращает на себя внимание, так это отсутствие пьяни. Был праздничный день, люди жарили шашлыки, варили уху, как водится - выпивали. Но синюшной опустившейся алкашни, которой в других селах навалом, там мы не встретили. Зато повстречали подрастающую симпатичную молодежь:


Кроме тракторов, от половодья сельчан еще выручают моторные лодки, которые нет-нет, да виднеются в подворьях и у домов (как вот эта, готовая к транспортировке):


Половодьем нанесло старых обветшалых лодок, которые то тут, то там, прибиваются к берегу (точнее к тому, что стало берегом):


Ко Дню Победы сельчане обновили памятник односельчанам, погибшим и пропавшим в Великую Отечественную (пофамильный список висит в местном клубе). Всем миром скинулись, заказали плиты, на которых должны были быть выбиты фамилии погибших и пропавших без вести односельчан. Но из-за половодья установить их ко Дню Победы уже вряд ли успеют.


Раньше в селе была большая церковь. Но ее разрушили решением партии. На месте старой церкви теперь расположилось сельское кладбище, на котором растет вот такое дерево с прилетевшими грачами:


Как рассказывал дядя Вася, у того мужика, который дал распоряжение снести церковь, впоследствии отнялись ноги. Как любят повторять в Заокском, добро возвращается добром, а зло - злом.

Однако церковь в селе хоть небольшая, но есть - ее построили опять-же всем миром:


Говоря о добре и зле, сельчане вспоминают МЧС, которое в этом году решило помочь Заокскому: перед половодьем пригнали машины и хотели засыпать песком выезд из села, чтобы по воде никто не мог выехать на дорогу. Аргументировали очень просто - людей возить в прицепах запрещено, да к тому-же с дороги можно кувыркнуться под откос. Хотели даже машину ДПС в разлив оставить. Но сельчанам перспектива такой заботы не пришлась по душе и они сумели с МЧС-овцами договориться: ни песка, ни ДПС-а на выходе из села нет.

Когда все село было нам показано, нас сводили в местный клуб, показали старые фотографии и много всего интересного рассказали о местной самодеятельности. Оказывается в Заокском несколько ансамблей, в которых занимаются люди самого разного возраста. По праздникам устраивают концерты и вообще проводят время душевно.

А еще в клубе висят вот такие терминалы спутниковой связи:


На этом, в общем-то, наша поездка закончилась. Нас напоили чаем и отвезли трактором к теплоходу, который уже собирался отчалить. Прощальный взгляд на Заокское:


"Москвич" разворачивается и берет курс на Рязань. Это наш капитан:


И снова окские виды:




Половодье отрезает Заокское от большой земли уже не одно десятилетие. И решить вопрос очень просто - достаточно в двух местах просто приподнять дорогу. Места эти известны, и высота, на которую нужно приподнять - не сказочная. Но почему-то никак этот вопрос не может решиться. Сельчане привыкли к половодью, они живут с ним, как жили их отцы, деды, прадеды. Но, слыша в новостях от первых лиц нашей страны о сказочных суммах денег и единицах техники, брошенных на борьбу со стихийным бедствием, о том, что МЧС на помощь приходит первым, им действительно становится немного грустно. Это не про них, это как будто новости из другой страны. И может потому они и нацепили на трактор портрет Путина, что надеются на чудо. Что однажды приплывет из Рязани красивый белый древний теплоход типа "Москвич", сойдет Владимир Владимирович на берег, встретят его мужики, посадят в трактор, отвезут в село, угостят ухою, чаем травяным напоют, и зашевелятся после этого местные чиновники, и сделают наконец-то дорогу, которую не будет каждый год заливать великая русская река Ока.

Популярные сообщения