Фокино — город (с 1964) в Брянской области, расположенный на Придеснинской низменности, на реке Болва (притоке Десны), в 16 километрах к северу от Брянска. Через город проходит железная дорога Брянск — Вязьма. Назван в честь И. И. Фокина, участника революционных событий в Брянске (до 1964 — посёлок Цементный). Население 14,7 тыс. чел. (2010).
Градообразующим предприятием является цементный завод («Мальцовский портландцемент»). Также в городе имеются другие предприятия: шиферный завод (АО «Брянскшифер»), завод керамических дренажных труб, завод железобетонных изделий, комбинат асбоцементных изделий.
«
Мальцовский портландцемент» — с 2002-го года входит в «Евроцемент груп». Предприятие было открыто в 1899 году рядом с богатейшими месторождениями мела и глины. Недалеко от Фокина находится город Дятьково; именно поэтому основатель русский инженер Л. К. Шешминцев назвал его в честь известного промышленника и мецената середины XIX века С. И. Мальцова (в Дятькове находится известный мальцовский хрустальный завод).
Сегодня «Мальцовский портландцемент» выпускает 4 млн. тонн цемента в год. По этим показателям он возглавляет рейтинг крупнейших цементных заводов Европы.
Это если посмотреть на Фокино глазами Википедии. Со своей стороны могу сказать, что податься в этот городок меня сподвигли три факта: по ветке Брянск - Вязьма до Дятьково бегают
красавицы-чешки, в Фокино водятся ТЭМы (несколько фотографий светилось в ЖД-фотогалереях) и в Фокино был продан ТГМ6В-0037
Скопинского МППЖТ (а мне нужно его сфоткать).
И мы попали в Фокино.
Первое, на что обращаешь внимание, попадая в этот городок - крепкий запах строительной пыли. От нее прямо першит в горле. Да еще погода была пасмурная, от чего город казался серым и полувымершим, прямо как в фильмах-утопиях. Но город нас интересовал мало, интересные нас вещи должны были находиться в районе карьеров, куда мы и двинулись.
1. Вот так, кстати, выглядит фокинская промышленность со стороны:
2. Под Фокино два карьера - карьер мела и глиняный. Карьер мела находится прямо у северо-западной окраины города. Выглядит эта окраина не шибко радужно. Заброшенные дома, заросшие дворы, увы, не редкость:
Почему люди покинули эти дома, я не знаю. Скорее всего старики умерли, а молодежь подалась в Брянск за городской жизнью.
3. Один из двух шаговых экскаваторов Мальцовского карьероуправления. Может их и больше, конечно, но мы видели только два:
4. Разъезд. Направо пути идут на карьер мела, налево - на карьер, в котором добывают глину:
5. То ли дело так поставленно, то ли природа сама заботится, но выработанные участки густо покрыты молодыми сосенками, среди которых встречаются и березы. Портландцемент уйдет, а лес останется:
6. Надо сказать, что дорога к карьеру находится в крайне приличном состоянии. Местные ей с удовольствием пользуются, чтобы до браться до окраинных домов. А карьероуправление не жадничает. По крайней мере табличек, запрещающих проезд, мы не видели.
7. Железнодорожные ветки охватывают карьер мела как клещи. Пока мы вертелись вокруг первой ветки, по второй куда-то подались путейцы:
8. Механическая лопата в карьере мела:
9. Тепловоз мы ждали долго и уже было отчаялись и решили ехать дальше... Уже подошли к машине, но тут бац - и ТЭМка груженая:
10. Для ТЭМа это пожалуй самый удачный ракурс (на мой взгляд):
11. Потом мы подлись на второй карьер, глиняный, где встретились вот с таким красавцем:
12. Да, прямо под Брянском можно встретить БелАЗы. Кто бы мог подумать... Работают они на карьере глины:
13. Ну и всякого абандона там тоже навалом, надо будет летом вернуться в те края:
14. Хотелось нафоткать еще брутальных тепловозов, старых и ржавых. Но все, что встречались, оказывались опрятными и ухоженными. Прям как на зло:
15. Стоит отметить, что местные бригады встречали нас очень настороженно, но в целом дружелюбно. Возможно, мы со своим стремлением сфоткать их тепловозы казались им э-э-э..., как бы это помягче сказать... - странноватыми:
16. Наш уже знакомый тепловоз с составом отправился куда-то...
17. А вот, собственно и карьер мела, вид сбоку:
18. Это уже на окраине Фокино. Когда я делал эту фотку, данный тепловоз уже воспринимался мной как старый знакомый. Еще-бы - третий кадр за день:
19. Состав покачал нам на прощание думпкарами и скрылся из вида (очень - очень медленно):
Вот и все. После этого кадра мы застряли, два часа выкапывали мою Ниву, а финальную точку в поездке поставил добрый КамАЗ, без которого я бы еще часа четыре махал бы лопатой...