К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Узкоколейка Егорьевского фосфоритного рудника

Попытка разобраться с историей технической стороны вопроса с карьерами под Воскресенском (особенно относительно огромных экскаваторов Bukau) отсылает нас в первую половину прошлого века, когда в окрестностях современного поселка Фосфоритный начал свою деятельность Егорьевский фосфоритный рудник.

С самого начала добычи руды (1923 год) на карьерах Егорьевского фосфоритного рудника использовалась железная дорога.

Добыча руды производилась при помощи кирки и лома. Затем лопатами она грузилась в "кубовые" вагонетки и лошадьми по узкоколейке доставлялась на рудомойку.

Затем конная тяга была заменена мотовозами немецкого производства. Для вывоза руды из рудников использовались 100-сильные машины, а для перевозки руды от мойки до мельницы - 10-сильные.

Обслуживание мотовоза, 1936-ой год

От мойки к мельнице была эстакада, по которой проходила железная дорога. По ней сперва лошадьми, а потом мотовозами возили руду.

Гараж мотовозов находился в поселке Фосфоритный. Была такая традиция - по праздникам его украшали иллюминацией.

Мотовозы в гараже пос. Фосфоритный

Узкоколейка Егорьевского рудника имела выход к ветке Воскресенск - Егорьевск.

Старожилы вспоминают, что зимой с вечернего поезда люди шли лучше по узкоколейке, т.к. в лесу водились волки. А если днем видели следы, специально перед приходом поезда пускали мотовоз, чтобы шумом их разогнать.

В 30-ых годах заведующим мотовозным парком был назначен Александр Михайлович Никифоров. До этого он работал машинистом паровоза, возил торф с Шатурских болот на меланжевый комбинат. В последующем Никифоров стал последним директором Егорьевского рудника.

Свою работу Александр Михайлович начал с того, что организовал курсы машинистов, на которых обучали не только вождению мотовозов, но и их ремонту.

Курсы машинистов мотовозов. В нижнем ряду пятый слева - Никифоров Александр Михайлович

В войну, когда почти все его первые курсанты ушли на фронт, Никифоров опять собрал курсы из женщин и мальчишек.

Одна его военная курсисток до сих пор помнит, как сдавала Никифорову экзамены. Это Кукушкина Антонина Федоровна. Она до 1947-го года работала машинистом мотовоза и с удовольствием вспоминает, как работала вместе с Александром Михайловичем.

К слову, первой из женщин рудника села на мотовоз и более семи лет водила эту машину М. М. Желтякова.

В начале тридцатых годов на предприятии машинистом мотовоза работал Виктор Ефимович Карпов, удостоенный звания Героя Советского Союза за форсирование Дуная.

За трое суток непрерывной работы под ожесточенным огнем противника Карпов сделал на своем катере 60 рейсов через Дунай и обеспечил своевременную переброску на плацдарм частей 59-й стрелковой дивизии. Кроме того, под огнём противника спас трёх утопающих красноармейцев.

Последние годы жизни В.Е. Карпов работал начальником транспортного цеха Егорьевского рудника.

Популярные сообщения