К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Горячая работа железной дороги Новолипецкого металлургического комбината

Монотонный шум комбината забивается прерывистым предупреждающим сигналом. Одновременно с ним открываются ворота цеха, в которые заходит состав полувагонов.
Там, внутри - огромное пространство. Вдоль стен здания уложены железнодорожные пути, а площадь между ними заставлена штабелями слябов, над которыми нависают мостовые краны с электромагнитными грузозахватами.

Слябы - толстые длинные стальные плиты, из которыех производят прокат на прокатном стане. На Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК) слябы являются продукцией конвертерного производства.

Склад слябов конвертерного цеха №2

О чем этот рассказ

Этот рассказ - о работе железнодорожников в «горячих» цехах Новолипецкого металлургического комбината.

Участие железнодорожного транспорта в работе "горячих" цехов Новолипецкого металлургического комбината: 1 - выпуск шлака, 2 - выпуск чугуна, 3 - слив шлака, 4 - доставка жидкого чугуна в конвертерный цех, 5 - переливание чугуна в чугунозаливочный ковш, 6 - переливание чугуна в конвертер, 7 - доставка шихты, 8 - отгрузка слябов

Конвертерный цех №2

Ежегодно конвертерный цех №2 (КЦ-2), со склада которого начался этот рассказ, выпускает 8.5 млн. тонн стали. Она разливается на слябы, грузится в вагоны и отправляется либо на прокатный стан комбината, либо покупателям.

Ежедневно со ст.Конвертерная-2, которая обслуживает КЦ-2, отправляется более 300 полувагонов, груженых слябами. В следующем году, когда закончится реконструкция цеха, его производительность увеличится на 19%. Соответственно вырастут и объемы перевозок слябов.
КЦ-2 оборудован тремя конвертерами емкостью 350 т. каждый. Конвертер - агрегат для получения стали из жидкого чугуна и шихты.

Рабочая площадка Конвертерного цеха №2. Левее чугунозаливочного ковша видна полупортальная машина с совком для завалки шихты в конвертер

Процесс конвертерного производства стали начинается с завалки шихты.

Шихта

Шихта - смесь переработанного металлического лома, металлизированных окатышей и твердого чугуна. Ее подготавливают в копровом цехе, а затем загружают в специальные совки объемом 50 м3, размещенные на железнодорожных платформах.

Совки с шихтой доставляются на железнодорожных платформах в шихтовые открылки конвертерного цеха. Там они мостовым краном  устанавливаются на пол или на скраповоз.
Скраповоз отвозит совки в загрузочный пролет, где полупортальная машина поднимает их через отверстие в рабочей площадке, транспортирует к конвертерам и выполняет завалку шихты в конвертеры.

Промышленный тепловоз ТГМ6Д-0246 выводит совки для шихты из Конвертерного цеха №2. Затем эти они будут доставлены в Копровый цех, где в них загрузят новую партию шихты. Емкость каждого такого совка - 50 м3

Пустые совки грузятся на платформы и возвращаются в копровый цех. Но шихта - только 30% загрузки конвертера. Остальные 70 - жидкий чугун.

Ежедневно в КЦ-2 приходит более 300 чугуновозов.

Доменные печи

Доменная печь “Россиянка”

Жидкий чугун в КЦ-2 доставляется из доменного цеха №2 (ДЦ-2). В его состав входят две крупнейшие доменные печи комбината - №6 и “Россиянка”.

Когда завершается плавка чугуна, открываются лётки доменной печи и чугун по желобам направляется в чугуновозы. Затем начинает выходить шлак, который направляется в желобы, ведущие к шлаковозам.

Установка чугуновозов и шлаковозов под желобы доменной печи №6 и “Россиянки”, а также их вывод из-под литейного двора выполняются электрическими вагонотолкателями. В доменном цехе №1 эта работа выполняется тепловозами.

Промышленный тепловоз ТГМ6Д-0286 забирает ковши с жидким чугуном из-под литейного двора доменной печи №4

После того, как выпуск чугуна и шлака из доменной печи завершен, чугуновозы уходят в конвертерные цеха, а шлаковозы направляются на шлакоотвалы цеха переработки металлургических шлаков.

Шлакоотвал

Участок цеха переработки металлургических шлаков при доменном цехе №2 

Когда состав шлаковозов прибывает на станцию шлакоотвала, тепловоз отцепляется и уходит в сторону, а в хвост состава заходит второй локомотив, который осаживает шлаковозы в тот тупик, где будет выполняться слив шлака.

Промышленный тепловоз ТГМ6Д-0269 заводит шлаковозы на станцию шлакоотвала при доменном цехе №2

После того, как шлаковозы установлены в тупике, тепловоз отходит на безопасное расстояние (не менее 15 м.) и начинается слив шлака. Для опрокидывания шлаковой чаши шлаковозы оборудованы электроприводами.

Слив шлака

А тем временем, пока шлаковозы освобождались от шлака, чугуновозы уже зашли в КЦ-2.

Чугун и слябы

Чугуновозные ковши, пришедшие из доменного цеха, снимаются мостовым краном с лафетов и поднимаются на рабочую площадку загрузочного пролета. Там чугун переливается в чугунозаливочные ковши емкостью 300 т., предназначенные для его заливки в конвертеры.

Конвертерный цех №2, переливание чугуна из чугуновозного ковша в чугунозаливочный

Для чугунозаливочных ковшей на рабочей площадке уложено два железнодорожных пути широкой (4 м.) колеи. Внутри широкой колеи проложена стандартная (1520 мм.). Она предназначена для тепловозов, выполняющих транспортировку чугунозаливочных ковшей.

На этих путях работает два состава, состоящих из двух чугунозаливочных ковшей и одного тепловоза. Еще один тепловоз находится при цехе резервом на случай внештатных ситуаций.

Ковш сперва доставляется к установке десульфурации, где из чугуна удаляются излишки серы, а затем - к конвертеру. Мостовой кран подхватывает ковш с лафета и переливает чугун в конвертер.

Начинается процесс конвертерной плавки.

Тепловоз ТГМ6Д-0329 с чугунозаливочными ковшами на рабочей площадке Конвертерного цеха №2

Через 43 минуты конвертерная плавка завершится. Сталь разольют в слябы, нарежут их на куски нужного размера и передадут на тот самый склад, с которого начался наш рассказ.

Монотонный шум комбината забивается прерывистым предупреждающим сигналом. Одновременно с ним открываются ворота цеха, в которые заходит тепловоз и выводит оттуда состав полувагонов, груженых слябами: сталью, из которой сделают суда, самолеты, автомобили, тепловозы, велосипеды, вагоны и множество других вещей, без которых мы не можем представить нашу повседневную жизнь.


Популярные сообщения