К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Как строят станки на заводе "Саста"

Представьте себе токарный станок, способный изготовить деталь с точностью до 6 микрон диаметром до 1 м., длиной до 12 м. и весом до 8 тонн. Впечатляет? Срок службы таких станков достигает 40 лет, а изготавливают их на заводе “Саста” в г. Сасово Рязанской области.

Станки

“Саста” производит не только гигантов. Предприятие специализируется на средних и тяжелыхх токарных и трубонарезных станках, обрабатывающих центрах. Каталог завода включает 17 моделей различных размеров как с ручным управлением, так и с числовым программным управлением.

Сасовские станки работают в 39 странах мира. Их используют предприятия энергетики, судостроения, тяжелого и транспортного машиностроения, авиационно-космические предприятия и предприятия нефтегазового комплекса.

"Саста" активно работает над модельным рядом. За последние 3 года разработано и выпущено несколько новых моделей: токарные обрабатывающие центры с осью С и фрезерной функцией НТ500, токарный станок с гибкой системой управления "для всех" FLEX, тяжелый токарный станок с 2-мя проходными суппортами, осью С и осью У СА1350.

Завод

Строительство станокстроительного завода в Сасово началось в 1971-м году. Предприятие задумывалось для производства металлорежущих станков повышенной точности.

Свой первый станок #завод выпустил 45 лет назад, в 1975-м году. 

Сегодня на предприятии действует  конструкторский центр, который разрабатывает требования к новым станкам, технические проекты и конструкторскую документацию. 

Инженеры “Састы” свои станки разрабатывают в системах автоматического проектирования (САПР). Конструкторская информация об изделии управляется централизованно PDM-системой (PDM - product data management, управление данными об изделии). Благодаря этому каждый конструктор при разработке узла сверяется с результатами работы коллег и использует библиотеку типовых решений, созданную на заводе. Благодаря такой автоматизации конструкторы “Састы” разрабатывают станок по техническому заданию заказчика за 3 - 7 месяцев. 

Участок обработки корпусных деталей

Завод реализует полный технологический цикл, который включает литейное, сварочно-заготовительное, механообрабатывающее и сборочное производства. Станочный парк "Састы" насчитывает 200 единиц оборудования.

П и В

Каталог завода “Саста” включает 17 металлообрабатывающих станков. Из них 7 имеют класс точности “П” (повышенный) и 3  - “В” (высокий). Класс “П” означает, что станок гарантирует обработку детали с точностью до 6 микрон, класс “В” - до 4.

Давайте посмотрим, благодаря чему достигаются эти цифры. На рисунке показана обобщенная схема станка:

Схема станка "Саста"
Схема станка "Саста"

Деталь одним концом зажимается в патрон, другим - удерживается задней бабкой. Резец закрепляется на суппорте. Каретка суппорта перемещается вдоль детали винтом подачи, который вращается коробкой подач.

Таким образом, точность обработки детали определяется люфтом шпинделя, точностью соосности шпинделя и задней бабкой, люфтом каретки суппорта, плавностью и точностью ее подачи. 

Но это не все. Конструкция станка должна исключать вибрации и обладать жесткостью, исключающей деформацию его узлов при высокой нагруженности. А если станок предназначен для обработки крупных деталей, то несущие узлы (станина, передняя и задняя бабки, шпиндельный узел) должны надежно удерживать тяжелую заготовку, масса которой может достигать нескольких тонн.

Решение этих задач усложняется тем, что станок должен сохранять свои характеристики на протяжении срока эксплуатации.

Жесткость

Жесткость и виброустойчивость станка обеспечивают тем, что его основные несущие узлы изготавливают литьем из чугуна, реже из высокоуглеродистой стали.

Литые детали для станков “Саста” изготавливает на собственном литейном производстве.

Выпуск чугуна из индукционной печи емкостью 1.5 т.
Выпуск чугуна из индукционной печи емкостью 1.5 т.

При выплавке чугуна берут пробы, по которым определяют соответствие сплава необходимым свойствам: выполняется химический и спектральный анализ состава сплава, контроль микроструктуры, механические испытания.  

По необходимости состав сплава корректируют добавкой присадок или шихты (измельченный металлический лом, чугун).

Подготовка литейной полуформы
Подготовка литейной полуформы. 

Готовый сплав заливают в формы, для изготовления которых используют холоднотвердеющие смеси. Эта технология дает высокую размерную точность отливок и применяется для изготовления деталей различных размеров с качественной поверхностью.

Заливка станины токарного станка СА500
Заливка станины токарного станка СА500

Формовочные смеси перед использованием проходят входной контроль в земельной лаборатории. На литейном производстве действует пять лабораторий: спектральная, механическая, металлографическая, химическая и земельная.

От застывшей отливки отделяют фрагменты литниковой системы и зачищают заливы, затем направляют на термообработку.

Деталь равномерно прогревается до высокой температуры, а затем охлаждается. Благодаря этому в структуре металла снимаются внутренние напряжения и достигается однородность механических свойств отливки, что улучшает ее прочность и жесткость.

Обрубка станочной коробки подач
Обрубка станочной коробки подач

В результате на выходе литейного производства получают литье с механическими свойствами, необходимыми для несущих узлов станка. 

Точность

Крупные  заготовки заготовки литых деталей, такие как станины, корпуса передних, задних бабок, каретки обрабатываются на участке обработки корпусных деталей.

Здесь работает автоматическая линия Toyoda, в которую входит два обрабатывающих центра Toyoda FA800S. Система подачи этой линии включает 50 паллет для установки деталей. Линия обеспечивает работу станков на 72 часа без вмешательства оператора. Оба обрабатывающих центра оснащены системой смены инструмента на 330 позиций, поэтому она выполняет обработку литой заготовки в полном объеме, включая высокоточную обработку поверхностей.

Система смены инструментов обрабатывающего центра Toyoda FA800S
Система смены инструментов обрабатывающего центра Toyoda FA800S

Кроме расточных и фрезерных станков здесь применяется портально-фрезерный обрабатывающий центр с 2х-осевой поворотной головкой Micromat, предназначенный для прецизионной обработки крупногабаритных деталей.

Его дублером по номенклатуре обрабатываемых деталей является новый высокотехнологичный продольно-фрезерный станок.

Портально-фрезерный обрабатывающий центр с 2х-осевой поворотной головкой Micromat
Портально-фрезерный обрабатывающий центр с 2х-осевой поворотной головкой Micromat

На призматические направляющие станины устанавливаются задняя бабка и каретка суппорта, поэтому шероховатость направляющих определяет точность позиционирования и плавность перемещения бабки и каретки, а следовательно и точность изготовления деталей. 

Обработка призматических направляющих производится на продольно-шлифовальных станках. В основном это уникальное оборудование, производство которого уже прекращено, поэтому такие станки в хорошем состоянии в России и даже мире ценятся "на вес золота". Похвастаться наличием такого оборудования может далеко не каждое производство. На "Састе" таких станков четыре, с длиной столов - 4, 6, 7 и 7,5 метров. С их помощью решается сложная задача - изготовление длинномерных станин. Дело в том, что из-за технологических особенностей процесса литья невозможно изготовить цельнолитую станину длиной более 5-6 м., поэтому длинномерные станины собираются из модулей по 3 м., и только затем производится шлифование призматических направляющих.

Продольно-шлифовальный станок с длиной стола 7.5 м.
Продольно-шлифовальный станок с длиной стола 7.5 м.

Чистовая обработка шпиндельных узлов (которые для своих станков “Саста” изготавливает самостоятельно) выполняется на круглошлифовальном станке Studer.

Обработка шпиндельного узла на станке Studer 

Долговечность

Износоустойчивость деталей и рабочих поверхностей “Саста” достигает тремя методами обработки.

Перед механической обработкой литые детали проходят процесс искусственного старения, проводимый в электропечи. Деталь помещается в печь, нагревается до температуры, обозначенной в технологическом процессе, после чего выдерживается при этой температуре необходимое время. В процессе искусственного старения снимаются остаточные напряжения металла и повышается предел его прочности.

Призматические направляющие, подвергнутые поверхностной закалке
Призматические направляющие, подвергнутые поверхностной закалке

Призматические направляющие станин, посадочные места подшипников, зубчатые колеса подвергаются поверхностной закалке, которая выполняется нагревом поверхности детали под действием тока высокой частоты. В результате механические свойства поверхности меняются, а свойства остальной детали остаются неизменными.

Установка для закалки стали током высокой частоты (ТВЧ)
Установка для закалки стали током высокой частоты (ТВЧ)

После шлифовки призматические направляющие станин подвергаются поверхностной закалке, которая выполняется нагревом поверхности детали под действием тока высокой частоты. На фото хорошо виден слой закаленного чугуна

Химический состав и механические свойства всей поверхности детали изменяют химико-термической обработкой.

Производство

Станки собираются на двух участках: на участке общего монтажа станков и участке монтажа крупногабаритных станков. 

Сборка станка начинается с обвязки станины (прокладка кабелей, установка датчиков и мелкого оборудования). Затем на нее устанавливают шпиндельную, заднюю бабки, каретку, а также механизмы передачи движения от двигателя (такие, как шарико-винтовые передачи), остальные узлы. Каждый этап сборки станка завершается контролем качества, который выполняют работники ОТК. 

Установка револьверной головки на мостик, станок СА500
Установка револьверной головки на мостик, станок СА500

Завершается сборка станка установкой защитных кожухов.

Узлы и агрегаты станков собираются на участке узловой сборки, панель электрошкафа и пульт управления - на участке электромонтажа.

Производство деталей для узлов выполняется на сварочно-заготовительном участке и участке обработки мелких деталей. Здесь свою магию творят гидроабразивные и лазерные станки, листогибы, прессы, токарное, фрезерное, зубофрезерное, строгальное и шлифовальное оборудование , на котором из стального проката изготавливают детали для узлов новых станков.

Сварочно-заготовительный участок
Сварочно-заготовительный участок

Производство одного станка “от и до” занимает около 5 месяцев. 

Развитие 

В 2017 г. завод “Саста” вошел в состав научно-производственного комплекса “Балтийская промышленная компания”, что положило начало масштабной модернизации производства. 

На сварочно-заготовительный участок закуплены гидроабразив, четырехвалковая листогибочная машина (благодаря которой станки “Саста” обрели более элегантный вид) и новое сварочное оборудование. Участок обработки корпусных деталей пополнился новым продольно-фрезерным станком PC и портальным шлифовальным станком SZ. Участок обработки мелких деталей получил новые токарные центры.

Ответственность

“Саста” позиционирует себя как производитель высококачественных станков и обрабатывающих центров. Это определяет политику завода: узлы и агрегаты изготавливать своими силами и самим отвечать за их качество. 

Гибкие кабельные каналы, защитные кожухи, стружкосборники  и транспортеры стружки, шестерни для коробок передач, шпиндельные узлы - большинство узлов станков “Саста” собирает самостоятельно. Каждый узел проходит контроль качества, результаты которого фиксируются в паспорте станка.



По завершении сборки каждый станок проходит опытную эксплуатацию в течении 96 часов, в ходе которой выполняется контроль его характеристик. 

Результаты тестов и измерений, которые проходит станок и его узлы в ходе сборки, фиксируются в личном деле станка, которое хранится на заводе. Эта информация используется при техническом обслуживании станков для прогнозирования возможных проблем.

Отношение к каждому станку как к уникальному изделию позволило “Састе” стать лидером российского рынка металлообрабатывающего оборудования и выйти со своей продукцией на экспорт.

Популярные сообщения