К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Как мы ездили в Гусь-Хрустальный по узкоколейке кататься

Я не особо фанат экскурсий по той причине, что участие в экскурсионной группе подразумевает соблюдение определенного регламента: время приезда, время отъезда, время, уделяемое тому или иному объекту экскурсии. Я уже не говорю о том, что во время экскурсии твоему вниманию доступны только те объекты, к которым тебя допустил экскурсовод. Короче говоря, подписываясь на промышленную экскурсию надо четко понимать, что смысл в ней есть только тогда, когда с экскурсионной группой тебе удастся достичь того, чего иными способами добиться не удастся.

У меня такая цель была. Я уже давно обещал детям покатать их по узкоколейке, но получалось так, что на тех дорогах, на которые мы попадали, такой возможности по ряду причин не представлялось. А участие в экскурсионной поездке на Гусевское ППЖТ такую возможность открывало в полной мере. Кроме того, Гусевское ППЖТ на данный момент является единственным транспортным предприятием, работающим на узкой колее.

В общем, дождливым пасмурным утром 17 октября этого года в половину восьмого утра я с сыном выдвинулся в направлении Гуся Хрустального. Выехали мы заведомо рано, поскольку в наших планах было заскочить на ст.Тумская и немного посмотреть на ширококолейные дела в самом Гусь-Хрустальном.

Часть первая – ширококолейная

Первая остановка нами была сделана в Туме. Мы оставили машину возле здания вокзала, а сами пошли прогуляться по станции. Последний раз в Туме мы были года полтора назад. За это время на ст.Тумская мало что изменилось, разве что местная "хозяйка" (ТГМ23) из бордовой превратилась в синюю, да на станции разобрали пару - тройку узкоколейных путей (в связи с чем узкоколейный снегоочиститель, стоявший год назад чуть ли не посреди станции, теперь оказался задвинутым на самые ее задворки).

Во время нашего визита с неба капала вода, было сыро и пасмурно, поэтому особого желания фотографировать у меня не возникло. Но вот мимо ЧМЭхи у стен Тумского депо я не смог пройти:


Следующая остановка состоялась на переезде недалеко от ст.Курлово по той причине, что справа по ходу нами был замечен свет прожектора тепловоза. Как оказалось, это со стороны Курлово в направлении Тумской двигался небольшой грузовой состав:


Фото вышло не очень удачно (выдержки хватило на то, чтобы тепловоз смазался), но что делать - такая погода выдалась в тот день. А нас ждал Гусь-Хрустальный, куда мы вскорости и прибыли.

С этим населенным пунктом у меня сложные взаимоотношения. Сколько я в него ни приезжал, всегда все заканчивалось одним и тем-же - в какой-то момент я поворачивал не туда, куда надо. Сделать это в Гусь-Хрустальном проще пареной репы.

Вот и в этот раз я маленько блуданул, но правильный вектор движения был мне указан одним из двух мужиков, колдовавших над открытым капотом "классики": "Тебе на Гусевский надо? Видишь, тепловоз пошел? Езжай за ним. Переезд проедешь и сразу налево, там дорога есть". И показал мне в конец улицы, где действительно через переезд медленно проползала манерно раскрашенная муромская ЧМЭха.

Мы догнали указанный нам тепловоз и даже было обогнали его, как Михан своим возгласом остановил наше поступательное движение: "Пап, смотри, ТГК2 стоит!". И действительно за редкими желтыми листьями уже приготовившихся к зиме кустов стоял классического защитного покраса старичок ТГК2. Оказалось, что он ждал нашу путеводную ЧМЭху, которая приперла для него пару хопперов. Встречу двух таких замечательных машин мы немедля запечатлели:



На этом в тот день наш интерес к ширококолейным темам закончился и спустя некоторое время мы подъехали к депо Гусевского ППЖТ.

Часть вторая – депо

Депо Гусевского ППЖТ находится на окраине Гуся Хрустального в направлении поселка Гусевский. Предприятие не очень старое, паровозной эры узкоколеек оно не застало. Когда мы приехали, экскурсионного автобуса, равно как и группы, еще не было.

Справедливости ради надо сказать, что автобус и группа приехали часа на два позже, чем планировалось. Поэтому у нас была уйма времени полазить по депо и посмотреть на него неторопливым основательным взглядом (благо, работники предприятия оказались добродушными и приятными в общении людьми).

Наш экскурсионный поезд выехал из депо почти одновременно с нашим приездом:



На путях депо находится множество отслужившей свой век техники, которая либо ожидает своего восстановления, либо служит источником комплектующих для живых локомотивов:





Делая этот кадр, я восхитился тем, как близко находится депо к жилым многоэтажкам. Даже не представялю, какое это было счастье, проснувшись спозаранку наблюдать утренние маневры тепловозов, уходящих в поля и слушать их укающие гудки.


Электростанция ЭСУ2А в осеннем антураже:


Внутри депо стояла уже знакомая нам по поездке в Мезиновский электростанция ЭСУ1 и тепловоз ТУ7:



Общий вид на депо:


Часть третья - в пути

Целью нашей экскурсии было посещение торфоперегруза. Ходу до него на тепловозе часа полтора. Ехать на узкоколейном поезде - особое удовольствие. Это одно из тех ощущений, которое сложно описать, но испытать хотя бы раз в жизни обязательно необходимо.

Вагон, по всей видимости, раньше использовался как вахтовый. Он был оборудован буржуйкой (родная система отопления умерла давным давно) и газовой плитой. Кто-то из ребят в пути даже успел приготовить чай, а у организаторов экскурсии обнаружились пластиковые стаканы.

Директор предприятия оказался крайне общительным мужиком и мы с ним проговорили почти всю дорогу. Он рассказал много всего интересного и о предприятии, и о торфодобыче в регионе в целом. Поскольку любителей сфотографировать подвижной состав в нашей группе было много, то кто-то из ребят попросил сделать небольшой фотостоп для фотосессии нашего маленького поезда.

А чтобы это было интересно, то наша локомотивная бригада решила не просто постоять, а продемонстрировать разворот тепловоза на треугольнике. Тепловоз отцепился от вагона и пошел на треугольник:


Вот так наш поезд стал выглядеть после разворота локомотива:


"Подберезовик" (справа от тепловоза человек в кепке - главный инженер предприятия и по совместительству помощник машиниста в нашей поездке):


Часть четвертая - на торфоперегрузе

Наш поезд прибыл на торфоперегруз:


На торфоперегрузе экскурсионной группе продемонстрировали работу опрокидывателя вагонов и дали побродить по станции.




Поезд готов к отправке назад, в депо:


Часть пятая, заключительная

Больше часа наш поезд возвращался назад в депо. За это время было над чем подумать. За окном медленно проплывали мелкие поселки и брошенные торфяные поля. Отрасль в упадке и будущее предприятия весьма туманно. На мой вопрос о перспективах директор ППЖТ махнул рукой, даже ничего не ответил. По его словам, нормально чувствуют себя только узкоколейки в Белоруссии. На мой вопрос, на сколько эти экскурсии помогают предприятию, он ответил, что они едва окупают сами себя. А участвуют они в этом только для того, чтобы дать людям возможность увидеть, что из себя узкоколейка и предприятие представляли - для памяти и истории. Мы прибыли в Гусь-Хрустальный примерно в пять часов вечера. Народ довольно быстро загрузился в автобус, а тепловоз ушел в стойло:


На этом наш визит закончился. Я прогрел машину и мы уехали в Рязань.

Популярные сообщения