К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Угольный разрез у села Петрушино

Эту запись я должен был написать много лет назад. Но то никак не доходили руки: то пытался найти побольше информации и сделать какой-то более крупный материал, чем пост в блоге, то забывал про него. А время потихоньку уходит, а при всей своей нематериальности у него есть вполне материальное свойство уносить вместе с собой то, что сейчас нам кажется повседневным. Поэтому интересных людей, места, события нужно запоминать и рассказывать о них другим. Иначе, когда они уйдут вместе со своим временем, никто о них не будет помнить. А это не справедливо.

Я хочу рассказать вам об одной находке, случившейся поздней весной 2011-го года.

Началось все с того, что один мой хороший друг, который живет в Скопине и очень увлечен краеведением, сообщил о куче угля недалеко от станции Миллионная (Рязанская область), тепловозе и веренице грузовиков, которые прут в эту кучу уголь откуда-то со стороны села Петрушино.

Надо сказать, что для тех, кто в танке, это было подобно бомбе. Я даже не знаю, какое количество статей мне довелось перечитать, где о Подмосковном угольном бассейне говорили в прошедшем времени. И кто бы мог подумать, что пока мы копаем историю, рисуем схемы, общаемся с еще живыми свидетелями величия Мосбасса, с востока от рязанского села Петрушино открытым способом ведется добыча подмосковного угля...

В общем тему надо было кучить. Решено было действовать в две ходки: первая - познакомиться с местностью и понять, что за организация работает, вторая - заходить на организацию и пытаться общаться про историю и все такое-прочее.

Первая ходка дала совершенно потрясающий результат - оказалось, что добыча угля ведется одним из старейших и известнейших предприятий Мосбасса - ОАО "Кимовский разрез". А вот про вторую я сейчас как раз расскажу....

Целью нашего визита было попытаться найти архив предприятия, либо какую-нибудь информацию о его истории. А о том, что история была богата на свершения, да и сам Кимовский разрез был не последним предприятием Мосбасса, можно судить по оформлению Управления, которое находится в поселке Зеркальный:

Вестибюль Управления ОАО "Кимовский разрез"

Былой блеск, конечно, немного затерся, но можно себе представить, как все это выглядело лет тридцать назад. И Владимир Ильич на входе, как эхо минувшей эпохи:

Вестибюль упраления ОАО "Кимовский разрез"

Скажу сразу - найти сколько-нибудь значителный объем информации об истории Кимовского разреза нам практически не удалось. Но кое-что об участке у села Петрушино мы узнали.

Итак, угольный разрез у Петрушино является Новольвовским участком ОАО "Кимовский разрез" и находится на территории Новольвовского месторождения бурого угля. Кроме угольного разреза это месторождение разрабатывалось парой шахт, располагавшихся возле Новольвовска. Но они уже ушли в историю. Как и железнодорожная станция Углесборочная, обслуживавшая их.

"Кимовский разрез" приступил к разработке Новольвовского участка где-то на стыке 90-ых и 2000-ых годов. Получилось так, что к тому времени другие участки разреза позакрывались и Новольвовский участок остался единственным действующим участком предприятия.

Итак, что он из себя представляет. На текущий момент (а я там был в этом году в мае проездом) в состав участка входят две площадки: собственно разрез и погрузочный склад, расположенный непосредственно возле станции Миллионная. От Миллионной на склад проложен подъездной путь, по которому уголь вывозится на пути РЖД, а затем отправляется основному (практически единственному) потребителю - Новомичуринской ГРЭС.

Панорама погрузочного склада:

Панорама угольного склада

Что касается разреза, то техники там не много: три драглайна, работающие на вскрыше, и одна лопата ЭКГ-5, которой ведется разработка пласта угля.

Панорама разреза

Работяги

Работяги

В разрезе

Шагающий экскаватор

Надо сказать, что рельеф в разрезе очень неоднородный. Дело в том, что уголь здесь залегает в два пласта, перемежаемых глиной. Каждый из них имеет толщину не больше метра. И при этом пласты очень капризны - для них характерен резкий перепад глубины залегания. Эти особенности не позволяют использовать на разрезе высокопроизводительную технику (да и средств у предприятия на это нет, вагон угля в наше время стоит дешевле вагона бутилированной питьевой воды), ну и приводят к тому, что рельеф действительно выглядит очень брутально. Из всех посещенных мною карьеров этот - самый футуристический.

В разрезе

В разрезе

Шагающий экскаватор

Шагающий экскаватор

Шагающий экскаватор

Отдельно хочется сказать о людях, работающих там. Они любят свое дело. Как водится в промышленности, подавляющее большинство работающих на разрезе специалистов уже давно не молоды. Многие в лихие годы уходили с предприятия, но все равно вернулись - как ни крути, а дело, которому посвятили всю жизнь, зовет. Многих беспокоит будущее. Все прекрасно знают, что случилось с шахтами и почему так случилось. Настраиваются на худшее, но верят в будущее.

В разрезе

Так получилось, что в тот день, когда мы приехали, добыча не велась. Обычно по дороге от разреза до склада вереницей несутся (иначе не назвать :) ) КрАЗы с КамАЗами. А в тот день было тихо. Зато мы застали погрузку свежеподанного состава и его вывод на станцию Миллионная.

Погрузка вагонов

Работа идет

Тепловоз с порожними вагонами заводит их на погрузку

Пожалуй, это все, чем я хотел сегодня поделиться. Наверное мне все-таки удастся слепить небольшой очерк об истории этого предприятия, разбавить его интересными схемами ЖД-путей Мосбасса. Но это уже как-нибудь в следующий раз.

В разрезе

Популярные сообщения